Не купись: как хитрят интернет-магазины во время распродаж

Как бы ни противопоставляли в народе "фальшивую" украинскую Черную пятницу "честным" западным распродажам, в этом вопросе лучше не обобщать. Опыт заказов в американских и европейских интернет-магазинах — не только удовольствие, но и сын ошибок трудных. А чтобы вы смогли с честью обойти все ловушки, мы решили об этом опыте рассказать все, что знаем.

"Черные" традиции

Традиция глобальных распродаж в первую пятницу после Дня Благодарения зародилась в США, там же и достигла рекордного размаха. Американцы, вдохновленные скидками от 40% до 90%, за один лишь день умудряются спустить примерно $50-60 млрд в магазинах, торговых центрах и онлайн. Европейцы хоть и отстают, но тоже стараются, — например, в Черную пятницу-2016 одни только немцы накупили товаров на миллиард евро.

Во всем мире самые масштабные скидки и предложения, от которых невозможно отказаться, встречаются именно в интернете. И не всегда только потому, что онлайн-ритейлеры меньше тратятся на содержание магазинов и могут себе позволить скинуть больше, но и по менее уважительной причине —"мухлевать" с ценами, скидками и товарами в сети намного проще.

С перечисленными ниже "неловкими моментами" мы сталкивались, делая заказы в популярных интернет-бутиках, универмагах и шоппинг-клубах США и Европы. Не знаем точно, в какой мере применим данный опыт к украинскому онлайн-ритейлу, но подозреваем, что в немалой.

Фальшивые скидки

Когда анализируешь ассортимент популярных интернет-магазинов ежедневно, сразу замечаешь, что стоимость товаров там все время меняется. К примеру, одна и та же курточка может иметь регулярную цену $100, по одной из акций — проводятся часто и круглый год — стоить $80, а в Черную пятницу вдруг подорожать до $120, с заявленной скидкой 40%. 

Но самое интересное, что уже через пару дней после "самой грандиозной распродажи года" вполне реально встретить ту же вещь уже долларов за 50.  То есть скидка, которую вы увидите на сайте в Черную пятницу, почти точно будет не самым выгодным предложением. 

Как избежать. Не зацикливайтесь на Черной пятнице. Присмотрев себе товар, ежедневно мониторьте цену на него и примечайте предлагаемые сайтом акции: скидки, бесплатную доставку. Как только цена покажется выгодной — берите. Если вещь очень нужна, не бойтесь купить ее по обычной акции. Тем более что за несколько дней до Черной пятницы магазины начинают в прямом смысле соревноваться в щедрости, объявляя о "ранней черной пятнице". 

Также не стоит пренебрегать популярными кэшбек-сервисами — там круглый год можно найти промо-коды с грандиозными предложениями. 

Ну и не забудьте, что в финальную сумму почти всегда входит доставка, а местами еще и налог. Подсчитывайте свои расходы корректно. 

Вещи-призраки в ассортименте

С этим видом уловок можно столкнуться в онлайн-бутиках даже очень солидных и всемирно известных брендов (не будем тыкать пальцем). 

Например, зайдя в Черную пятницу на сайт любимого магазина, вы узреете чудо: сумку своей мечты стоимостью $500 всего за $50. Дрожащими руками кликнув на "Добавить в корзину", вы узнаете, что счастью конец: товар закончился. При этом на сайте сумка еще долго будет висеть в статусе "В наличии". 

Есть подозрение, что это вовсе не совпадение и не технический сбой. Таким жестоким образом покупателя, получившего надежду на фантастическое предложение, заставляют возвращаться в магазин, чтобы он снова и снова пытался добавить товар в корзину, а затем просто выбрал похожий товар подороже.

Как избежать. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А возможно, его и вовсе нет. Если товар в корзину добавить не выходит, не тратьте время и махните на него рукой. А сумку лучше закажите еще до наступления Черной пятницы по одной из действительно щедрых акций. 

Бракованные товары

На самом деле, товары с изъянами (чаще незначительными) можно встретить в любое время в любых интернет-магазинах, особенно в стоковых мультибрендах. Обычно вещи "с сюрпризом" размещают в разделе максимальных распродаж Clearance (там их процентов 10%). О браке, как правило, умалчивают — ведь онлайн вещь "потрогать" нельзя, "заморачиваться" возвратом многим покупателям лень, а иногда возможность возврата и вовсе отсутствует.

В Черную пятницу и во время масштабных праздничных распродаж залежавшийся бракованный товар то и дело попадает на главные страницы как сверхвыгодное предложение. Таким образом, по действительно бросовой цене вы рискуете получить роскошные ботинки с распоротым швом или перемазанные клеем, брендовую сумку с перевернутым логотипом или куртку своей мечты размера XL с ярлычком S. Все случаи — из реальной жизни. Оно вам надо?

Как избежать. Если у вас нет специальной суммы, отведенной на сомнительные эксперименты, не рискуйте покупать дорогие вещи онлайн по слишком уж бросовой цене. Если ботинки за 300 долларов стоят $20, велика вероятность разочарования. 

"Сложносочиненные" акции

Например, акция со скидкой 50% на вторую (более дешевую) вещь. Цифра выглядит внушительно, но товаров-то вы купите два, а не один, то есть сэкономите на покупке максимум 25%. Маловато для "самой грандиозной распродажи года"! Причем второй товар, вполне вероятно, окажется ненужным и купленным только ради скидки, а значит, за желанную вещь вы еще и переплатите. Ну а если добавить стоимость доставки и налог (когда они есть), картина сложится совсем уж не праздничная

Нет, когда вам действительно очень нужны обе вещи, воспользоваться предложением можно, но это почти наверняка будет не самый выгодный вариант.

Как избежать. Не покупайте сломя голову — подсчитайте, действительно ли предложение выгодно? Помните, что в другие дни, с меньшим ажиотажем, ваш товар обязательно будут продавать по действительно выгодной акции, возможно, даже с бесплатной доставкой.

Счетчик товаров и времени

Эта психологическая уловка применяется некоторыми магазинами не только в Черную пятницу, но и на постоянной основе. Чаще всего ее можно встретить в шопинг-клубах, торгующих стоковыми вещами. На некоторых сайтах рядом с фотографией вещи указывают, сколько единиц осталось на складе. И цифра эта чаще всего очень маленькая: 1, 2 или 3. Таким образом покупателю намекают: клади в корзину, а то не успеешь. Потом включается счетчик — вам дают всего 15 минут, чтобы сделать покупку, иначе вещь из корзины "выпадает" и ее снова приходится добавлять.

Как избежать. Если товар действительно стоящий и вам нужен, а скидка хорошая, берите. Главное, помните о психологическом давлении со стороны маркетологов и будьте начеку.

Выводы

Черная пятница — лучший день не только для выгодных покупок онлайн, но и для предельной внимательности. Западные магазины действительно знают, что такое щедрость, но все же проявлять ее в дни, когда ажиотаж и так зашкаливает, а покупатели готовы хватать все подряд без разбору, готовы не все. 

В любом случае, главные советы можно резюмировать так: обдумывайте покупки; мониторьте и сравнивайте цены на выбранные вещи; отслеживайте акции, особенно накануне Черной пятницы; относитесь настороженно к дорогим товарам с заоблачными скидками; просчитывайте реальную сумму экономии; пользуйтесь кэшбек-сервисами; не забывайте о стоимости доставки и налоге, которые могут значительно повлиять на итоговую цену. 

Ну и базовое правило безопасности: всегда делайте заказы только в известных и популярных магазинах. Там вы, по крайней мере, получите получите цивилизованное обслуживание и не наткнетесь на мошенников.

Кстати, все вышесказанное относится не только к Черной пятнице, но и к другим крупным распродажам, обычно приуроченным к праздникам. Будьте внимательны  и приятного шопинга!

Кстати, многие мировые бренды уже успели презентовать роскошные рекламные ролики к Рождеству. Лучшие из них смотрите в нашей подборке.