10 января 1863 года (ровно 155 лет назад) в Лондоне открылась первая в мире линия метрополитена. О том, что «Арсенальная» — самая глубокая станция в мире, а «Золотые ворота» с завидной регулярностью попадают в топы самых красивых, знают практически все. К этой памятной дате мы собрали чуть менее известные факты о столичной подземке!
Вагонов всегда пять
После открытия Киевского метрополитена вагонов было всего три. Через несколько лет поезд заменили на более современный и вагонов стало четыре. Сейчас все поезда на всех линиях состоят из пяти вагонов. На большее количество наши платформы попросту не рассчитаны.
Кстати, максимальная скорость поезда метро — 80 км/час, но они никогда так не разгоняются. Обычная скорость — 60 км/час.
«Львовская брама» — не единственная закрытая станция
В нашей подземке есть две почти завершенные и готовые к эксплуатации станции. О «Львовской браме» все знают, а вот о «Теличке» вспоминают редко. Она расположена на зеленой ветке, между станциями «Выдубичи» и «Славутич». Строительство «Телички» начали в 1991-м, но уже через год заморозили. Сказали, что в станции попросту отпала необходимость. Кстати, называется она так потому, что раньше на ее месте долгое время было пастбище.
Но и на этом закрытые станции не заканчиваются. Есть в Киеве станция «Герцена». Точнее, станцией ее можно назвать очень условно: есть только небольшие перегоны в тоннеле и вентиляционная шахта. Последняя, кстати, выходит прямо на территорию Киевского института международных отношений на улице Мельникова.
Станция должна была расположиться между «Лукьяновской» и «Дорогожичами» и принимать будущих партийных энтузиастов, ведь в здании КИМО тогда находилась Высшая партийная школа. Также рядом располагался Киевский мотоциклетный завод — еще один крупный источник пассажиров.
Причина, почему станцию не открыли, та же самая — решили, что в этом нет нужды.
В метро 122 эскалатора
Самый длинный спуск — на станции метро «Арсенальная» (это знают все). Но вот больше всего ступенек — 743 — у средней линии эскалатора на станции метро «Крещатик». Он же является обладателем самых длинных поручней — 293 метра.
Интересный факт — если сложить длину всех поручней столичного метрополитена, получится отрезок в 40 км.
Проездные билеты раньше были бумажными
В 1960 году, когда метро только открыли, внутрь пускали по бумажным билетам (конечно же, с портретом Ленина). Стоил такой билет сначала 50 копеек, а после десятикратной деноминации — 5. Позже на станциях появились турникеты и автоматы для приема пятикопеечных монет.
Первые жетоны появились у нас только в 1992 году. Тогда же впервые столкнулись с проблемой их нехватки, потому что многие пассажиры покупали жетоны впрок и в больших количествах. Сегодня метрополитен старается постепенно отказаться от жетонов совсем.
Полностью «украинским» метро стало в 1990 году
Существует версия, будто в 1960-х годах станции столичного метро объявляли на украинском языке, но официальных подтверждений этому нет. В 80-х годах языком метрополитена был русский. По официальным данным украинский язык появился только в 1987 году: тогда прибытие поезда оглашали на украинском, а отправление — на русском.
Полностью украинской «озвучка» столичной подземки стала в 1990 году. А с мая 2012-го некоторые станции еще и дублируют на английском.
20 лет «голосом метро» работал директор Киевского академического театра кукол Николай Петренко. Умер он умер совсем недавно, в июне 2016-го, но его голос мы слышим и сегодня.
Надеемся, вам было познавательно!
Читайте также: «Киев, ты просто космос»: следы внеземных цивилизаций в столице».