Все уже знают, что 5 ноября по новому участку в сторону Теремков прошел пробный поезд. Вернее, официальный пробный поезд. Но не все знают, что настоящий пробный поезд прошел по этому участку еще утром 4 ноября. Без помпы и показухи, но с реальными людьми и не менее успешным результатом.
Очевидно, что для начальства и журналистов никто не будет засылать на новый участок поезда, если заранее неизвестен исход мероприятия. Ведь метрополитен – очень сложный механизм, и приготовления к пуску первого поезда – это целый комплекс мероприятий, которые не всегда заканчиваются успешно с первого раза. Поэтому официальный первый поезд никогда не будет первым. Хотя я и не люблю подобную «показушность», но в наших славянских реалиях по-другому, видимо, нельзя. Это ж сколько «сенсаций» расползется в прессе, если во время пуска сработает защита на подстанции. Или если первый поезд будет ехать со скоростью не более 10 км/ч (а так и должно быть). Поэтому так было, есть и будет, и не только с первым поездом, и не только в метрострое. Увы или к счастью – это отдельная тема.
Итак, ст. Лыбедская, примерно половина 10-го утра. В прошедшую ночь по новому участку прошла габаритная рама. Замечаний выявлено не было, и запланированный после утреннего пика пуск пробного поезда должен был состояться без переносов и прочих неприятностей.
К 10 утра на станцию начал подтягиваться народ, причастный к пуску: сотрудники метростроя, работники различных служб метрополитена, ревизоры, какие-то приглашенные и т.д. Некоторые уже не скрывали радости от предвкушения события. Еще бы: впервые за 7 лет в Киеве откроют действительно нужные станции метро, да еще и на таком многострадальном участке.
В 10:15 на «Лыбедскую» наконец прибывает пробный поезд, который задолго до этого уже стоял на 3-м пути станции «Майдан» в ожидании команды диспетчера.
Пробный состоит из двух пар вагонов типа «Еж» из депо «Дарница» и вагона типа «Д» с путеизмерителем, вцепленным посередине. Про путеизмеритель поговорим чуть позже, а пока состав уходит в сторону оборота «Лыбедской». За окнами мелькают давно знакомые места. Затем – стрелка перед уже бывшим тупиком, и состав замедляет ход перед новым тоннелем. Для пробного поезда на новом участке действует ограничение 10 км/ч (по стрелкам 5 км/ч). Все с нетерпением ждут, когда за окнами чугунная обделка тоннеля сменится на железобетонную. Ощущения, будто через минуту должен состояться запуск космического корабля.
В общем, не спеша въехали. Многие видят новый участок впервые и с интересом разглядывают новенький тоннель. Кто из кабины, кто из окон: благо скорость небольшая, рассмотреть можно отовсюду. Через некоторое время выкатываемся на «Демеевскую». Местные строители смотрят на людей в поезде, как на пришельцев. Полет проходит нормально, следуем без остановки дальше. Через некоторое время уже въезжаем на «Голосеевскую». Здесь делаем небольшую техническую остановку, чтобы остудить пуско-тормозные сопротивления. Из-за низкой скорости вагоны приходится постоянно вести в режиме пуска, а впереди еще самый «веселый» перегон с уклоном в 40 тыс. на протяжении 1,3 км.
Пошли дальше. На середине перегона еще одна «охлаждающая» остановка, и в 10:50 въезжаем на «Васильковскую». Тут уже народ на радостях выпускают побродить по станции: все-таки момент исторический. Должен сказать, что когда и я вышел на станцию, меня охватила какая-то непередаваемая детская радость от происходящего: видеть поезд на «Васильковской», да еще и выходить из него – ощущения очень непривычные.
На станции вовсю идут работы, и из-за пыли даже стоит небольшой «туман». На свод прицепили два ряда светильников; теперь станция смотрится намного интересней и живее, чем за неделю до этого. Но это еще не окончательная версия освещения: поговаривают, что уже заказаны те самые хайтечные светильники, которые установят по центру платформы.
Половина пути пройдена без приключений, но еще предстоит проделать обратный путь. Заходим в оборотный тупик и ждем, пока вручную переведут стрелку: автоматика пока не включена, ее подключат позже перед началом обкатки. Диспетчер дает разрешение к отправлению, и состав не спеша начинает обратный путь по другому пути.
Пока мы движемся по тоннелям, заглянем в путеизмеритель. Эта машинка нужна для контроля состояния рельсового пути под динамической нагрузкой. Среди параметров, которые фиксирует путеизмеритель – ширина колеи, высота одного рельса над другим, просадка и пр. Все параметры при помощи самописцев наносятся на бумажную ленту и затем анализируются специалистами. Сейчас, конечно, есть путеизмерительные комплексы посовременнее (нынешнее оборудование еще 1977 года), но киевский метрополитен не спешит их осваивать, т.к. все это стоит денег (хотя в 2008 попытка приобрести новый путеизмеритель была).
В 11:50 без особых приключений возвращаемся на «Лыбедскую». Проход пробного поезда по новому участку успешно завершен.
Справедливости ради следует заметить, что при следовании поезда ребята выявили целый ворох замечаний, но пробный поезд на то пробный, чтобы выявлять недоделки перед началом обкатки и сдачи станций в полноценную эксплуатацию.
Подготовлено Олегом Тоцким.
Читайте также
Метро «Демеевская»: осматриваем раньше всех
Метро «Голосеевская»: осматриваем раньше всех
Конец метро: осматриваем станцию «Васильковская» раньше всех