Ловушка для потребителя: эффект запланированного устаревания

Эту статью я пишу на ноутбуке-монстре HP, купленном в далеком 2000 году, за огромные для меня на тот момент 500 у.е. Его привезли из самой Америки, где он отслужил свои пару лет у далекого забугорного хозяина. А потом приехал ко мне – на нем я писала курсовые, диплом и свои первые статьи. Чувствую себя Агатой Кристи за старой верной печатной машинкой. Почему-то этот динозавр компьютерной техники работает, а любимая игрушка, яркий и мощный ноут, после года работы – лежит у мастера и неизвестно, вернется ли ко мне в «живом состоянии». А все оно, двигатель современной торговли – «планируемое устаревание». Может, в «старичка» не вживили чип, который отвечает за саморазрушение, и он себе работает по старинке? Чем еще объяснить такую живучесть в наше время, когда техника ломается так часто, и так сильно, что не остается ничего другого, кроме как покупать новую?

Я вот ни разу не маркетолог и не экономист, потому воспринимаю все с точки зрения обывателя, обеспокоенного судьбой планеты и более чем спокойно относящегося к новинкам техники и моды, потому и судить буду со своей невысокой обывательской каланчи.

Итак, согласно Википедии, термин «запланируемое устаревание» появился в 1932 году, в памфлете «Конец Депрессии через Запланированное Устаревание» . Современной экономике (а точнее, ее рулевым), основанной на желании человека «иметь кое-что немного более новое, немного лучше, немного скорее, чем необходимо», невыгодно производить качественные долговечные вещи. Телефоны устаревают каждые три месяца, ноутбуки принято менять раз в год, бытовая техника выходит из строя через пару недель после окончания срока годности. Не всегда, конечно, я верю в порядочных производителей, но… Потреблять и покупать больше и больше нас заставляют двумя основными методами: эстетическое и техническое устаревание.

Эстетическое устаревание

Вещь оказывается устаревшей, хотя может служить и работать еще много лет. Это случай «демонстративного потребления», помогающее закомплексованным покупателям создать «правильный» образ, показать, что я, мол, не хуже, а может и лучше других – и все это с помощью вещей.

«КАК? У ТЕБЯ НЕ СЕНСОРНЫЙ ТЕЛЕФОН?» удивляется подруга. Ага, не сенсорный, самый обычный, с кнопочками – по нему можно звонить, отправлять и получать смс, считать на калькуляторе, играть в тетрис, а по утрам он меня еще и будит. Честно, я не сразу пришла к пониманию, что разумный аскетизм в технике - это не плохо, а очень даже удобно и экономически выгодно. Достаточно было один дорогой телефон потерять, а второй - выбросить после неисправимой поломки, чтобы уяснить, что мне и так хорошо живется.

Но реклама и общественное мнение утверждают, что техника должна быть лучше, новее, дороже, что вот только с новым телефоном ты станешь счастливее, успешнее и тебя сразу же полюбят и зауважают. Не, не вышло? А у нас как раз новая модель вышла, вот с этим уж наверняка. Денег нет? Ну так в рассрочку купи, нам для тебя ничего не жалко. Толку от этой гонки за техникой совершенно никакой нет – все равно через неделю-две будет что-то новое, лучше и дороже. Меня, как эко-фрика со стажем, пугает количество компьютерно-технического мусора. За 45 лет население земли удвоилось - где брать ресурсы на производство всё новой и новой техники для всех? Я уже не говорю об обеспечении едой и питьевой водой.

Сколько лет известнейший производитель бритв умудряется продавать одну и ту же модель ручки для бритвы? То углубления новые, теперь ручка похожа на гоночный болид, а вот с логотипом Евро 2012 и т.д и т.п,, а по факту ведь - одно и то же. Но производителю невыгодно, чтобы одна бритва служила вам много лет, вот и придумывают, а скорее, высасывают из пальца «новинки». Это же касается и моды в одежде: сначала это что-то дорогое и доступное только людям из высшего общества, потом постепенно планка снижается, пока ультрамодная вещь не становится уже моветоном и потребители не начинают хотеть что-то новенькое и недоступное.
Может, пора уже ценить себя за свои таланты, позитивные качества и что вообще люди мы хорошие, чем за самую навороченную модель телефона и самую крутую машину?

Технологическое устаревание

Если с мыслью о том, что у тебя не самая новая модель плеера/телефона/ноута и потому ты лох – бороться можно и весьма успешно, то вот с технологическим устареванием простому пользователю справится практически нереально. Устаревают программы, разъемы, информационные носители – все это меняется с такой стремительностью, что каждые пару-тройку лет нужно полностью обновлять «технический парк». Попробуй сейчас найти компьютер с флоппи-дисководом и дискету к нему? Разве что на блошку прогуляться и купить как милый раритет минувшей эпохи. Ну ладно, прогресс не стоит на месте, и зачем пользоваться старыми технологиями, если есть новее и лучше (хотя тут тоже можно поспорить – виниловые пластинки на проигрывателях с колонками, оставшиеся от советского прошлого, иногда звучит лучше для изощренного слуха меломана, чем современная аудиотехника), но когда новые вещи уже в процессе производства «программируют» на поломку сразу после окончания срока годности – это как-то уже слишком. Т.е. в товар закладывается «слабое звено», чтобы через определенное время вы вернулись и купили новый.

Вспомним, например, известный скандал, когда компанию Apple обвинили в использовании «запланированного устаревания»: в плеерах нельзя было заменить вышедший из строя аккумулятор. Владельцы плееров подали на компанию в суд и выиграли.

Помните, какими принтеры были 10-15 лет назад? Матричные, вставляешь ленту от печатной машинки, и 2-3 минуты точечками тебе выстукивают печатную страницу. Тогда меня раздражало, что так долго и медленно, зато сейчас я это вспоминаю с ностальгией. В нынешнее время – принтер «ломается» через какое-то количество листов, потому надо скачивать какую-то программу-взломщик, дабы обнулила счетчик, а чтобы наполнить картридж, надо покупать специальные чипы, картридж с чернилами тоже может заблокироваться… я понимаю, что производителям хочется денег и им невыгодно производить долговечные вещи. Но мне, как потребителю, точно так же не хочется переплачивать и покупать вещь на год, если она по идее должна бы служить десять. Например, на форуме, где активно обсуждают этот «эффект» и лампочку, что горит без остановки уже больше ста лет, наткнулась на такое сообщение:

«Один знакомый мой занимается оборудованием для обработки камня, всякие шлифовальные машины для гранита и т.п. Есть несколько патентов, изобретений, мужик толковый, в общем. Так вот, когда он начинал свое дело, изобрел такую насадку на шлифовалку, что чуть не прогорел, потому что клиенты у него купили по одной - и всё... на года... Пришлось делать похуже, чтобы хоть спрос был. Выкрутился».

Что делать?

В глобальном смысле, мы сможем повлиять на систему только тогда, когда достаточно большое количество людей перестанет вестись на новинки и скупать технику «для статуса» и «понтов». Когда приоритетным станет ремонт и разумное потребление, а не «втюханное» нам правило: «выбрось старое, купи новое». Ресурсы планеты не безграничны, да и возможности переработки нашего хлама - тоже.

Если уж решили купить новую технику, то старую, но еще работающую пристройте в хорошие руки – пусть продолжает свою жизнь.

Кино в тему: «Эффект лампочки. Запланированное устаревание» можно посмотреть тут:

А да, ноутбук мне починили уже. Сказали, что у меня есть еще полгода, чтобы найти нужный шлейф. Пожелайте удачи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Безотходный офис: «Наш Киев» подружился со службой вывоза макулатуры

Почти безотходная жизнь: философия и быт эко-фрика обыкновенного

Мусора нет: карта пунктов вторсырья в Киеве

Хоп, мусорок: прогулка на жёлтой машине

Подъезд, подключенный к Солнцу: солнечные батареи на многоэтажке

Свобода, равенство, братство! Коммунальный рай на 5хатках

Дом незаходящего солнца: как получить тепло из воздуха и земли

Планета Шелезяка: индустриальные пейзажи в Киеве и окрестностях