Вот так выглядит «паркинг» в нашем офисе:
Бренды слева направо:
1) Loaded: этот производитель делает доски из бамбука — одни из лучших в мире.
2) Z-flex — считаются первыми скейтами на планете.
3) Original Skateboards — делают одни из самых легких бордов в мире, очень популярны в Америке.
4) Еще один Loaded.
5) Еще один Original Skateboards.
Лонгбординг – это довольно новое движение для Украины, здесь его история насчитывает не больше 3-4 лет. Только в последнее время оно начало набирать реальные обороты – лонгборды лишь недавно стали появляться в масс-маркет магазинах. Андреи же свои первые лонги покупали на интернет-толкучке ebay – это были самодельные доски каких-то американцев.
Лонг и скейт – в чем отличие?
Когда-то всё было едино: просто доска с колесиками, изобретенная серферами для того, чтобы добираться вдоль океана от одного пункта к другому или бороться с «ломкой» в отсутствие волн. Так вот, лонгборды, по сути, и остались теми же сухопутными досками для серферов, а эволюция скейтов пошла гораздо дальше. Собственно, скейт скейтом сделал «Олли» – трюк, названный по имени своего изобретателя и представляющий собой прыжок на движущейся доске. Это и стало точкой, в которой лонгборд и скейт разделились и пошли каждый своим путем.
Впрочем, на лонгборде тоже можно трюкачить: развороты, скольжение, «дэнсинг» на доске, трюки с использованием руки, и даже тот же «Олли» можно делать и на лонге, если позволяет мастерство. Просто для всего этого «спорта» больше подходит скейт, а лонгборд заточен под другое. Большинство трюков на лонгборде носят сугубо практическое назначение – они облегчают задачи, связанные с перемещением по городу и преодолением препятствий, возникающих по ходу.
Собственно, это и есть суть лонга: он – прежде всего средство передвижения, и только потом – всё остальное. Лонгборд интересен широкому потребителю тем, что он дает возможность действительно быстрого и довольно комфортного перемещения по городу. Чтобы пользоваться им, необязательно учиться трюкам, поэтому ничего странного нет в дядечке средних лет, едущем на лонге. У лонга по сравнению со скейтом длиннее ось, больше диаметр колес, больше сама доска – он не такой юркий, более устойчивый на дороге и особенно на спуске. Колеса у скейта твердые, «дубовые». У лонга – мягче, и есть градация по мягкости у разных его разновидностей. В общем, тут уместна аналогия с велосипедами: если скейт – это спортивный горный велосипед, то лонг – это сити-байк, предназначенный для регулярных поездок по городу.
Но и у лонгборд-комьюнити есть свое «экстремальное крыло» - люди, практикующие т.н. даунхилл - «уход в скорость», спуски по головокружительным серпантинам, с крутыми поворотами и скоростью под 100 км/ч, в полной мотоциклетной защите.
Кстати, насчет спуска: здесь есть еще одно отличие между лонгом и скейтом. В скейте применяются «слабые» подшипники – они не сильно разгоняются с горки. У лонга такого скоростного предела нет. Отсюда вытекает насущный вопрос (по крайней мере, у меня, человека осторожного, вытек): как тормозить на лонге? Есть несколько способов: во-первых, серия резких поворотов под большим градусом, «сбивающих» скорость; во-вторых, резкий поворот с равнением осей параллельно вектору движения и длинное торможение за счет трения; в-третьих, т.н. фудбрейк – торможение с помощью ноги. В даунхилее применяются также специальные перчатки с шайбами, которыми дополнительно тормозят на высоких скоростях.
У кого длинней: разновидности лонгбордов
1. Крузеры — маленькие доски с узкой осью и мягкими, большими колесами. Предназначены для перемещения по ровным городским дорогам, удобны – легко взять в руку.
2. Пулскейты – маленькие олдскульные доски для катания в скейтерском «бассейне». Имеют очень маленькие ось и колеса. В наших краях их почти никто не используют, разве что только «для стилька».
3. Пинтейлы — доски каплевидной формы. Многофункциональные лонги для перемещения в городе.
4. Дэнсеры — самые длинные (от 1,5 м) олдскульные доски. На них катаются по побережью, танцуют, делают плавные красивые трюки.
5. Фристайловые. Мягкие лонги, по форме похожие на разделочную доску, предназначенные для трюков.
6. Фрирайды. Похожи на фристайловые, но очень жесткие и очень низкие – рейсинговые машины с низкой посадкой, предназначенные для скоростных спусков.
7. Фрибординг — отдельная история. Снаряд представляет собой лонгборд с расположенной посередине доски дополнительной (третьей) осью и парой колес, крутящихся вокруг своей оси. Собственно едет этот борд на средней паре колес, остальные пары — поддерживающие, для торможения, поворотов и т.д. Доска имеет крепления для ног , как у скейтов. Фриборд используется исключительно для спусков, перемещаться по городу на нем невозможно.
Самые популярные в Киеве лонги — фристайловые и крузеры. Очень мало дэнсеров: у нас гористый город, особо не покатаешься, да и покрытие плохое, особенно после этой зимы. Кстати, именно здесь лонги выигрывают у скейтов — они устойчивее, сглаживают неровности рельефа, на них легче кататься по неидеальному асфальту.
Комьюнити и мастера
Если еще два года назад можно было сказать, что в Киеве на лонгборде катались не более 80-100 человек, то сейчас, после резкого повышения популярности этого снаряда, определить их число невозможно. Далеко не все вступают в Федерацию лонгбординга Украины – большинство просто катается в свое удовольствие, поодиночке или небольшими компаниями. Главной площадкой на Facebook является сообщество Longboarding Kiev. Большой раздел, посвященный лонгбордингу, есть на украинском серферском сайте Waves.
За последний год в Киеве появились местные мастера, делающие лонгборды под собственными брендами – Madfish Longboards и Rockin’ Boards.
Споты: места для катания в Киеве и недалеко от
Ребята из комьюнити Longboarding Kiev каждую субботу собираются в Мариинском парке. Популярна также пешеходная дорожка-серпантин возле Музея воды – здесь проводятся даже соревнования. Кроме того, в городе есть несколько удобных точек: улицы Гончара и Воровского вечером, Лысенко, Чапаева, Госпитальная, Ивана Кудри, Царское Село в Печерском р-не и т.д. Ну и, конечно, после 3 часов ночи, когда с улиц исчезают автомобили, спотов становится гораздо больше. Также уважаем в лонгборд-комьюнити длинный спуск с хорошим асфальтом на въезде в Вышгород. Большие соревнования, со спонсорами и прочим, проходят на длинном споте в Трехтемирове Черкасской области.
Почем доска?
В Киеве лонгборды стоят в среднем от 1200 до 4000 грн. За 2500 можно купить действительно хороший снаряд.