"Большой куш"
В конце прошлого года после горячих дебатов столичные депутаты все-таки утвердили общий бюджет Киева. А с ним и главный документ ремонтов — бюджет развития. Это довольно простой и понятный документ, который содержит перечень строительных работ на дорогах, в школах, в больницах и так далее с указанием приблизительной стоимости. А еще список услуг, которые за счет города получат граждане. Например, издание коммунальной прессы, удержание кладбищ, стоматологические услуги, поддержка общественных организаций. На эти деньги чиновники также покупают себе новую технику, необходимую для работы. Это могут быть как компьютеры, так и машины для сноса МАФов.
Бюджет развития по сути соответствует своему названию, ведь его цель — сделать город лучше. Наполняется этот бюджет в основном с дивидендов от работы коммунальных предприятий, денег, вырученных от продажи земли, муниципального имущества и прочего. И, честно говоря, столичная смета впечатляет. В 2017 году на развитие Киева планируют потратить 9 млрд грн, из которых на благоустройство улиц уйдет не менее 4,3 млрд. Для сравнения, второй по величине Харьков на собственное развитие потратит втрое меньше — около 2,6 миллиарда.
Если посмотреть по сферам, то больше всего денег пойдет на строительство и транспорт, 2,7 и 2,3 млрд соответственно. На поддержку коммунального хозяйства — 900 млн грн. На медицинскую инфраструктуру — 700 млн и т.д.
"Почем опиум для народа?"
Основной упор градоначальники сделали на создание и ремонт мостов и дорог, на которые в целом потратят более 1,7 млрд грн. Львиная доля этих средств, а именно 1,1 млрд грн, забетонируют в Подольский мост-долгострой на Троещину.
Среди других масштабных работ года стоит отметить строительство автодороги от Краснозвездного проспекта к аэропорту "Киев" в Жулянах за 130 млн грн и ремонт транспортного узла на проспекте Победы за 104 млн. За обновление светофоров придется заплатить 40 млн грн.
Более миллиарда гривен будут вложены в аварийные работы, ремонты, а также в мероприятия по улучшению энергоэффективности на таких социальных объектах, как школы, больницы, спортивные залы, жилые и нежилые помещения, за которые отвечает местная власть.
На модернизацию трамвайного хозяйства потратят примерно 200 млн грн. Например, 70 млн грн направят на реконструкцию трамвайной линии от улицы Гната Юры до "Кислородного завода". На обновление линий метрополитена потратят около 50 млн грн.
Отдельно стоит выделить 200 млн грн, предусмотренных для реконструкции Киевского зоопарка.
На апгрейд систем канализации и водоотведения город потратит 160 млн грн. На модернизацию мусороперерабатывающего хозяйства еще 50 млн грн. Порядка 40 млн грн заплатят за улучшение освещения улиц.
Также нужно вспомнить о 10 млн грн, отложенных на покупку социального жилья для очередников.
Топ-10 строек 2017 года:
"Мы делили апельсин"
Желающих разбогатеть за счет киевлян среди чиновников хватало как до Революции достоинства, так и после. Согласитесь, денежные объемы, которые проходят через киевские кабинеты, способны совратить любого. Получил откат в 15% от десятимиллионного тендера — и уже в дамках. Именно поэтому столичный бюджет развития всегда будет в зоне коррупционного риска.
Сейчас медиа и реестр судебных дел переполнены историями дерибана столичного бюджета. Это позволяет выделить несколько типичных схем. Налогоплательщики должны научиться распознавать их, чтобы понимать, куда смотреть.
1) Фиктивные работы. Когда деньги уплачены на 100%, а работы не выполнены.
Например, коммунальная управляющая компания по обслуживанию жилого фонда Днепровского района еще в декабре 2015 года заключила договор с ООО "Аксион ЛТД" на реконструкцию помещения под центр предоставления административных услуг на Харьковском шоссе. Через пару дней должностные лица приняли якобы выполненные работы и оплатили более 2,2 млн грн. В феврале 2016-го полицейские осмотрели помещения после обращения граждан и признаков ремонта не нашли. Судебные разбирательства продолжаются.
2) Фиктивные фирмы. Когда деньги уплачены фирме, после чего последняя некачественно выполняет свои обязательства. Или вовсе пропадает (не всегда по вине представителей власти).
Например, коммунальное предприятие "Группа внедрения проекта по энергосбережению в административных и общественных зданиях Киева" за кредитные деньги иностранных фондов, взятые под гарантии города, проводила утепление школ. На протяжении 2014 года несколько миллионов были уплачены авансами фирме "Энергосервис". Впоследствии между сторонами начались судебные разбирательства, потому что столичные власти заподозрили, что качество проводимых работ не отвечало требованиям.
3) Переплаты. Когда товар, закупленный по муниципальным контрактам, стоит на порядок дороже, чем на рынке.
Свежий пример от "Киевавтодора". Сейчас полиция проверяет ряд районных предприятий столичного автодора из-за закупки промышленной соли в прошлом году. По материалам следователей, ООО "Костанза" заключило со столицей договор на поставку 41 тыс. тонн соли на общую сумму 36,4 млн грн (828-909 грн за тонну). Параллельно тот же автодор закупал соль у других компаний по цене 506-512 грн за тонну.
Кроме того, полиция обратила внимание на тот факт, что статутный капитал "Костанзы" составляет 1 тыс. грн. Это значит, что фирма физически не имеет необходимого оснащения для обеспечения поставок. В автодоре все обвинения опровергают. Мол, контракт подписан после конкурсов, на которых и победила "Костанза". А производитель соли в Украине вообще один, и в торгах он не участвует. Следствие продолжается.
(кликните на стрелочки, чтобы развернуть карту на весь экран)
"Дело рук самих утопающих"
Что делать? Вопрос риторический. Расходы Киева настолько велики, а конкретные контракты такие соблазнительные, что ни одна система чиновничьего контроля не даст 100% гарантии. Наверное, именно поэтому в последние годы и государство, и бизнес, и активисты запускают проекты, которые позволяют проследить движение каждой бюджетной гривны.
Это база тендеров ProZorro, система казначейских платежей E-data, реестр компаний YouControl и другие. То есть, если конкретному киевлянину важны дороги без ям — не проблема, скачивайте контракты с ProZorro, и проверяйте, кто, где и за сколько проводит ремонты. А если хотите, чтобы в детсаду гарантированно появились пластиковые окна — берите информацию, она ваша!
В конце концов, бюджет города существует как раз для того, чтобы сделать общую жизнь граждан комфортнее — за их же деньги.