Моим консультантом стала психолог Людмила Суятинова. Одно время она сама работала в киевской службе доверия: «Мне звонили разные люди. Больной шизофренией читал свои стихи; плакала женщина, которой изменил муж; ВИЧ-инфицированный наркоман просил найти психолога».

Людмила Суятинова во время теста

Первый телефон доверия появился еще в начале ХХ века. Протестантскому священнику Гарри Уоррену позвонили среди ночи с просьбой о встрече и совете. «Церковь будет открыта утром!» - отрезал пастор и положил трубку. Утром он узнал, что звонивший ему ночью человек покончил с собой. После этого Уоррен дал объявление в газете со своим номером телефона: «Прежде чем уйти из жизни, позвоните мне!».

По правилам, разговор в службе доверия должен строиться таким образом:

  • психологу можно не спрашивать имя, но нужно узнать возраст, на основании которого выбираются методы воздействия;
  • психолог должен выслушивать человека «активно» (то есть, помочь ему раскрыть свою проблему, выговориться) и поддержать эмоционально, дав почувствовать заинтересованность в его проблеме;
  • от проблемы позвонившего человека зависит выбор метода психологической коррекции (гештальт-терапия, когнитивная и т.д.), но все методы воздействия должны восприниматься им как советы;
  • психолог должен получить отзыв позвонившего о разговоре, чтобы убедиться в действенности своей помощи и, возможно, её подкорректировать.

Для теста мы взяли наши настоящие проблемы, правда, не настолько интимные, чтобы их надо было скрывать от читателей. «Если будешь подавать искаженную, неправдивую информацию, результат тоже будет неправильным. Мы не сможем оценить профессионализм психолога на том конце линии». Поэтому мы не звонили в службу психологической помощи ВИЧ-инфицированным, наркоманам и жертвам семейного насилия, и не разыгрывали истеричный спектакль «я стою на крыше 15-этажного дома и сейчас прыгну». Все было по-настоящему: реальные проблемы, реальный разговор

Для начала мы позвонили в Медико-психологическую службу доверия, которую нам порекомендовали в справке 09 как Городскую службу доверия 456-17-25.

Дозвонились с первого раза. Рассказали о проблеме: «Я не знаю, как справиться с беспокойством по поводу проблем со спиной. Год назад я упала и пролежала 8 часов на полу, потом был долгий период реабилитации. Сейчас, как только у меня начинаются даже небольшие боли, я сразу бегу к мануальному терапевту, хотя чаще всего в этом нет необходимости. Как справиться с беспокойством?».

Представившаяся психиатром женщина на другом конце провода посоветовала обратиться к психиатру или психологу по месту жительства, чтобы понять суть проблемы либо пропить курс успокоительных таблеток. Комментарий Людмилы: «Таблетки вообще советовать нельзя. Это реальная проблема, которую нужно решать с помощью психолога, а не глушить медикаментами. И вообще, я уже звоню психологу за помощью, а меня перенаправляют куда-то. Непрофессионально». Сам разговор занял не более 5 минут. Положив трубку, наш эксперт сказала:«Это кошмар какой-то».

__________________________

Потом мы вспомнили о том, что Людмила не замужем. Зато есть поклонник, который с ней ведет себя прилично, но с другими людьми проявляет излишне много эмоций и агрессии. Люда подумывает о том, чтобы жить с ним вместе, но побаивается, что со временем он и с ней проявит худшие стороны своей натуры. С этим рассказом мы позвонили в Киевский центр работы с женщинами 489-44-48. Разговор продолжался минут 20.

Комментарий Людмилы: «Психолог очень внимательно меня выслушала, задавала наводящие вопросы, проявила большую заинтересованность, была ориентирована на то, чтобы понять мои чувства по поводу этой проблемы. Потом проанализировала ситуацию, дала новое видение и предложила решение. Сказала, что пока он пытается завоевать мое доверие, то ведет себя хорошо. Но вот в будущем, если мы будем жить вместе, ничего доказывать ему не придется, и он начнет обращаться так же и со мной. Пожурила за то, что считаю 29 лет концом жизни и предложила подумать, обратила ли бы я внимание на этого кавалера, когда мне было 20. Она не стала советовать срочно его бросить, а предложила внимательней присмотреться. Все хорошо, но она не спросила меня о результатах нашего разговора, чтобы удостовериться достигла ли ее терапия цели. В целом твёрдая 4+. Телефон запишу, может быть, еще придется им позвонить или посоветую кому-нибудь».

__________________________

По третьему телефону я решила пожаловаться на трудности, которые возникают у меня в общении с сыном Ником. Психолог из линии доверия для детей и подростков 515-2374 перенаправила меня в службу доверия 451-5-451. То ли потому, что проблемы наши, замешанные на упорстве сына и отсутствии отца, оказались серьезными, то ли потому, что мне, не психологу, было сложно противостоять напору профессионала, но разговор этот продолжался полтора часа.

Меня внимательно выслушали и задали огромное количество наводящих вопросов. Почему я поступила так, а не иначе? Как я думаю, какой была бы его реакция на определенное мое действие? Могу ли я перестать его контролировать и дать свободу? Все постепенно прояснялось. В какой-то момент меня словно кирпичом по голове ударили. Людмила назвала это «инсайтом» - озарением, наступающим, когда психолог помогает прийти к тому видению проблемы, которое ты и представить себе не мог. В процессе разговора меня озаряло несколько раз. В общем, не могу сказать, что мои проблемы решились, как по мановению волшебной палочки, но относиться я к ним стала проще и поняла, каким образом их надо решать. «Вот это была настоящая терапия, она тебя и выслушала, и все рассказала, и спросила твою реакцию, и узнала, что ты будешь делать после разговора. Я внимательно всё слушала – эта психолог была лучшей» , - оценила Людмила.

В общем, разговор по телефонам доверия у нас шел по нарастающей: от бесполезного с Городской службой доверия 456-17-25, через разумный с Киевским центром работы с женщинами 489-44-48, до просветляющего со службой доверия 451-5-451. Две последних линии "Наш Киев" со спокойной совестью может рекомендовать в качестве заменителей подруги-жилетки.