Средний работающий киевлянин проводит в подземке не менее часа в день.
Тем, кому посчастливилось занять «сидячее» место, в час пик имеют достаточно приличный кусок свободного, от «толкучки», времени. Сидящий пассажир может почитать предусмотрительно захваченную из дому книгу или газету, но большинство взоров все же обращается в сторону мониторов, подвешенных под потолками вагонов.
Согласно данным коммунального предприятия «Киевский метрополитен», количество мониторов в вагонах составляет в общей сложности 3514 штук и, они установлены «для улучшения пользования этим транспортом глухими пассажирами». Учитывая лидерство метро, как городского транспорта, несложно подсчитать эффективность таких методов.
В «Наш Киев» уже неоднократно поступали жалобы от киевлян на раздражающее медиа-наполнение «вагонного телевидения» и просьбы разобраться, кто же за это наполнение отвечает. Дескать, надоели бесконечные показы мод, мистер Бин и и собачки, бегающие по кругу.
Позвонив в пресс-центр «Киевского метрополитена» мы выяснили, что этот отдел наполнением «вагонных телеэфиров» не занимается. Нам сообщили, что эта сфера находится в компетенции рекламной компании «Транс-Медиа». Позвонив в «Транс-Медиа», вначале мы столкнулись с нежеланием общаться по такому поводу, ввиду коммерческой тайны. В итоге, после почти трехнедельных телефонных переговоров, нам согласились ответить в письменном виде. Публикуя ответы, подписанные руководителем проекта Кинкадзе Ш.Г., оставляем за собой право отметить, что достаточно большой объем интересующей нас информации так и остался под покровом коммерческой тайны.
НК: Кто формирует передачи, которыми заполняют эфир? Существует ли редактор, психолог?
Заполнение медиа-эфира - сложная и кропотливая работа. Ежедневно составляя план трансляции сюжетов, коллектив нашей компании учитывает разносторонность вкусов и интересов пассажиров метрополитена и формирует эфир таким образом, чтобы в нем отражались информационно-развлекательные сюжеты для любой возрастной группы. Именно поэтому мы создали разнообразные рубрики: новости, экстрим, цивилизация, мода, мульт, кино, путешествия, улыбка, жизнь.
НК: Как часто меняются «телепрограммы»? Зачастую мы наблюдаем одни и те же ролики в течении всей недели.
Вопреки сложившемуся мнению, что одни и те же ролики можно наблюдать целую неделю, сюжеты для информационных роликов обновляются несколько раз в день, а развлекательные – пару раз в неделю, просто они подбираются так, чтобы затрагивать одно тематическое направление.
НК: Могут ли пассажиры-зрители влиять на наполнение эфира? Проводите ли какие-то опросы среди пассажиров по наполнению эфира?
Конечно могут, ведь ведь нам важно мнение каждого пассажира. Мы детально рассматриваем все письма, которые присылают на наш электронный адрес и прислушиваемся к претензиям и пожеланиям любого человека. Благодаря обращениям пассажиров, их разовые просьбы в трансляции, переросли в проекты, а именно:
- «Помогите найти человека», в которой мы размещаем информацию о пропавших жителях и гостях столицы, а, благодаря значительному ежедневному пассажиропотоку киевского метрополитена, мы надеемся помочь близким и родственникам пропавших в более эффективном и оперативном розыске.
- «Открой сердце ребенку», цель которого помочь детям, лишенным семьи, найти любящих и заботливых родителей, уютный дом, счастливое детство и т.д.
НК: Почему выбор пал на смешные сюжеты о животных, шоу мистера Бина и т.д.?
Выбор юмористических сюжетов с участием знаменитых комиков не случаен. Мы стараемся делать все, чтобы поднять настроение пассажирам метрополитена. Ведь сюжеты из классики мирового юмора никого не смогут оставить равнодушными. Ролики про животных тоже выбраны неспроста. Ведь они являются не только братьями нашими меньшими, а и верными помощниками в некоторых жизненных ситуациях. Надеемся, что эти сюжеты смогут улучшить настроение и вызвать улыбку на лице у многочисленных пассажиров метрополитена.
НК: К чему привязан цикл видеосюжета?
Цикл видеосюжетов имеет привязку к часовому интервалу. Каждая рубрика должна появляться в эфире, как минимум, один раз в час.Чтобы вовремя подсказать пассажиру название станции перед прибытием или отправлением поезда, на мониторах появляются заставки с названием соответствующей станции и информацией о переходах на другие ветки. Людям же, имеющим дефекты слуха, эти сведения облегчают передвижение в метрополитене.
НК: Раньше существовала практика передачи интеракивных sms. Были ли смешные случаи, казусы, связанные с подобными событиями?
Да, действительно, раньше была практика интерактивных сообщений, через которые некоторые пассажиры даже назначали друг другу свидания. Но, в связи с тем, что стало появляться много некорректных и бестактных сообщений, от этой практики пришлось отказаться. Горящие предложения, которые размещаются сейчас на бегущей строке, несмотря на невысокую стоимость, имеют большую отдачу, благодаря частым повторам и трансляции на всех ветках одновременно.
Как видим из ответов, у компании не только коммерческая, но и, некоторым образом, социальная миссия. Почему же, при всем желании вызвать позитивные эмоции, так много киевлян относятся к медиа-наполнению «вагонного телевидения» настолько негативно?
За пояснениями мы обратились к специалисту – старшему научному сотруднику лаборатории психологии массовой коммуникации и медиа-образования Института социальной и политической психологии АПН Украины, кандидату психологических наук, Череповской Наталии Ивановне:
- Современное явление визуализации пространства неизбежно. Это реалии сегодняшнего дня, к которым нам всем необходимо выработать определенное отношение. Визуальные образы заполнили жизнь современного человека повсеместно, начиная с телевизора дома, рекламных презентаций на улицах города, в городском транспорте, а также видеосюжетами в вагонах метрополитена.
В частности, хочется отметить, что на мониторах в вагонах метрополитена демонстрируется слишком много показов мод. Участницы подиума - модели, как правило, имеют несколько агрессивный имидж, начиная с походки и заканчивая отстранёнными, «каменными» выражениями лиц. В соотнесении с проблемами сегодняшнего дня эти визуальные образы - неактуальны, чужды, непонятны и не являются достойными эталонами для подражания молодёжью. Если и пускать такие передачи в эфир, то в меньшем пропорциональном соотношении. Содержательная сторона новостей, показываемых в метро, также содержит много негативной информации. Раздражителем является и то, что большое количество репрезентируемой на мониторах информации имеет иностранное происхождение.
Как специалист, я бы советовала показывать людям больше видеосюжетов позитивного содержания и приятных, красивых для визуального восприятия. Например, природу: причём, не заморские красоты, (хотя и их), а те же наши «7 чудес Украины», выставки цветов, животных, и не только домашних, но и живущих в природе. Собственно всё то, что доступно, что имеет привязку к нашей повседневной жизни, к нашим, а не чужим реалиям. Одним словом, нужно показывать красивое и доброе – всё то, чего сегодня нам всем не хватает.
Как элементарно защититься от пока что существующего визуального негатива в вагонах метро? – Не смотреть!