Периодика быстро устаревает. Сегодняшние газеты станут архивом уже завтра, что уж говорить о прессе столетней давности! Ее удел – лишь интерес историков. Они же, в свою очередь, вернут нам отобранный набор фактов в отшлифованных художественных рассказах.
Между тем, ощутить темп и вкус киевской жизни, погрузиться в атмосферу дореволюционного города можно лишь полистав газеты того периода самостоятельно. Полистаем и мы. Чем, собственно, жили наши предшественники-земляки? Как проводили досуг — куда спешили «ко второму акту», кому рукоплескали, кем восхищались, над кем смеялись? Итак, небольшой обзор заметок и афиш из газет «Киевлянин» и некоторых других изданий периода 1908-1910 гг.
Оскорбленные художники
КИЕВ, 24, 11. 1908г. Художники «Золотого Руна» братья Бурлюки, устроившие в Киеве выставку «Звено», привлекли к судебной ответственности фельетониста «Киевской Мысли» Подашевского за вышучивание их произведений.
Нехорошо обошелся киевский журналист не с кем-нибудь, а с будущими знаменитыми футуристами — Владимиром и «отцом отечественного авангарда» Давидом Бурлюком. Не отставали и местные художники-карикатуристы:
Гастроли в «Шато де Флер»
ШАТО-де-ФЛЕР, 1 августа 1908 года, предпоследняя гастроль знаменитой примадонны Варшавских правительственных театров Виктории Викторовны Кавецкой.
А вот и афиша скандальнейшего киевского заведения «Шато-де-флер» — шумного и развеселого кафешантана, разрушившего своим появлением созерцательный и спокойный образ жизни патриархального Киева. Заведения, бушевавшего фейерверками, изливавшегося коньяками, источавшего, по мнению добропорядочных горожан, пошлость и разврат. В данном случае на его сцене поет Виктория Кавецкая – примадонна Варшавской оперетты, знаменитая польская и российская актриса.
Следующее объявление в газете – о гастролях Марии Ленской. Не менее известная артистка, работающая в модном тогда «каскадном» жанре, завоевавшем летние площадки и подмостки варьете. О каких «выясненных недоразумениях» идет речь в афише? Против Ленской завели дело по обвинению в развращении молодежи. В те времена развращением, видимо, считалось кружить головы поклонникам. Из-за красавицы стрелялись на дуэлях и даже кончали жизнь самоубийством. Ленская имела в Киеве на Прорезной свой многоэтажный дом. А на высоких ботинках шансонетки, по сведениям современников, вместо пуговиц сверкали бриллианты.
А что же «Шато де Флер»? На его месте сейчас, кто забыл, стадион «Динамо» им. В.Лобановского.
Театр «Иллюзия»
А вот зазывает на новую программу театр «Иллюзия» на Крещатике, 40.
Если о кинотеатре Шанцера мы наслышаны, то о салоне фотографа Козловского (точнее, «Козловский и Гаас») краеведы вспоминают нечасто. Фактически это авторский кинотеатр, в котором демонстрировали фильмы, снятые в том числе самим Николаем Федоровичем Козловским. Проецируя дореволюционную нумерацию Крещатика на современную, получаем: салон с двумя соседними домами располагался на месте Киевской мэрии.
Выставка картин в Биржевом зале
Выставка картин Алексея Болеславовича Скиргелло (рядом с фрагментом газеты видим несколько репродукций) объявлена в Биржевом зале.
Традиционно Киевская биржа в свободное «от работы» время проводила культурные мероприятия: камерные концерты, выставки. Проводила их и старая биржа – нынешний Клуб Кабмина на Институтской, и новая – на углу Институтской и Крещатика (здание разрушено во время войны).
Знаменитая «босоножка» Айседора Дункан в Киевском театре «Соловцов»
Ну и самое громкое имя – Айседора Дункан. Американская танцовщица, знаменитая «босоножка» и основоположница «свободного танца» (впоследствии жена поэта Сергея Есенина) гастролировала в Киевском театре «Соловцов» – нынешний театр украинской драмы им. И.Франко.
Билеты в «Соловцов», как указано в афишах, продавались и в кассах театра, и в магазине «Бр. Когены» на Крещатике, 25. Это один из магазинов киевских табачных королей Соломона и Моисея Когенов.
Прославленный укротитель зверей Рихард Саваде
Самое крупное имя среди афиш – «САВАДЕ». Речь о прославленном укротителе XX столетия. Немец Рихард Саваде выступал со смешанной группой зверей – львов, тигров, белых и бурых медведей. И хотя место представления в газете не указано, мы понимаем: это Гиппо-Палас, совсем еще новый цирк Крутикова на Николаевской улице. На его месте сейчас находится кинотеатр «Украина».
И объявление чуть помельче – о гастролях труппы Казимира Каминского. Но где? Малый театр! Был и такой в Киеве: театр без труппы. Работал в одном здании со знаменитой кондитерской Семадени на Крещатике, 15 (сейчас это майдан, нечетная сторона Крещатика). Здесь можно было посмотреть и на циркачей, и послушать лекторов. Сцена предоставлялась и сольным исполнителям, и коллективам. В данном случае с собственным театром здесь выступал один из выдающихся актеров своего времени – поляк Казимир Каминский.
«Деморализующий» репертуар»
КИЕВ. 2.02. 1910 г. Попечитель учебного округа воспретил учащимся средних учебных заведений посещать спектакли труппы Кручинина, находя репертуар театра деморализующим нравственность учащихся.
В 1909-м году в Киеве действительно был основан Драматический театр Антона Кручинина в помещении театра Бергонье – современный театр русской драмы им. Л.Украинки (реконструкция 1937 г.) Просуществовал этот театр всего три года, реорганизовавшись в Художественный театр миниатюр. Какие именно спектакли Кручинина растлевали киевскую молодежь, история умалчивает.
«Неподобающее поведение во время концерта Шаляпина»
Киев. 19.06.1910 г. «Кричали «пора», стучали палками, аплодировали, вызывали артиста по фамилии. Затем, во время исполнения первой вещи «Вакхической песни», публика до того вела себя возмутительно, что Шаляпин даже прекратил пение и чувствовал себя глубоко смущенным и оскорбленным. Конечно, это относится только к части публики: к запоздавшей согласно требованиям бон-тона «аристократии» и к многошумной галерке.
Федор Шаляпин не раз бывал в Киеве, а в зале цирка Крутикова выступал дважды. Представления на такой сцене устраивались артистом для бедных слоев населения, и цены на билеты были условными. Может, этим отчасти и объясняется специфическое поведение публики с рабочих окраин? Впрочем, пролетарские аншлаги на концертах выдающегося оперного певца – факт с расстояния нынешнего времени не менее удивительный.
Эта крошечная коллекция не отражает и десятой части предложений провести вечер или выходной нашим юным прабабушкам-прадедушкам. А ведь проходили еще многочисленные дворянские приемы, балы, вечера, салоны, детские «ёлки», давал мировые оперы Городской театр - главная классическая сцена Киева (нынешняя Национальная опера).
Что поражает в тогдашней культурной жизни города – число гастролеров-звезд мировой величины. Хорошо бы и сегодняшнему Киеву вернуть былую славу культурной мекки.
Ну и в качестве заключительного аккорда насладимся контрастом: прочувствуем всю прелесть киевской дореволюционной жизни в одной газетной странице:
Если из ваших уже уст готово слететь: «Захар, голубчик, вели подавать экипаж к семи!», значит вы — прониклись. И скажите после этого, что старые газеты – не машина времени!
Читайте также: «Киев в кино: где в столице снимали «Дни Турбиных».