«Киев как образ жизни»: заглянем на полгода вперёд

По приглашению заместителя мэра Игоря Добруцкого, за одним столом собрались архитекторы, скульпторы, представители ГУ культуры и туризма, управления рекламы, турфирм, торговых предприятий, общественных организаций и другие специалисты. 

Вооружившись слоганами «Киев как образ жизни», «Киев — место притяжения» и «В поисках столицы», власти планируют действовать сразу в нескольких направлениях. Среди них основные:

  • туризм (создание природного комплекса «Пространство Киева» и пешеходно-обзорных маршрутов по историческим местностям и склонам Днепра);
  • благоустройство (озеленение главных транспортных развязок и знаковых мест; размещение стендов с картами и дополнительной информацией, придание единого оформления  указателям с названиями улиц, в центре города – названия дублировать на английский и т.д.);
  • отдых (планируется, что в Гидропарке разместят скоростные водные горки и проведут канатную дорогу, среди пяти китайских фирм уже объявлен конкурс на лучший проект);
  • торговля (размещение малых архитектурных форм);
  • реклама (размещение  рекламных и имиджевых приспособлений);
  • культура (проведение фестивалей и ярмарок с региональными и международными статусами).

Предварительная программа Дня Города будет включать, среди прочего, художественный вернисаж на Крещатике (10 000 картин со всей Украины) и проведение пленэра (1 000 художников), цветочный карнавал в одном из центральных парков, открытие смотровой площадки на памятнике «Родина-мать» и открытие 7-ми реконструированных смотровых площадок на Андреевском спуске, в парке Славы, Певчем поле, Аскольдовой Могиле и Замковой горе. В Зелёном театре запланированы вечера поэзии и авторской песни, показ мод. На набережной Днепра перекроют движение транспорта от моста Метро до метро «Почтовая площадь» и  проведут гастрономический фестиваль «Жар», основная «фишка» — приготовление еды на углях. Будут также заявлены конкурсы на лучшее благоустройство прилежащих территорий, на лучшую рекламную платформу и т.п. Причём в программе указано, что все мероприятия (кроме тех, что на набережной) должны проводиться без продажи алкогольных и слабоалкогольных напитков (пиво, тоник, шейк). Ларьков и «зонтиков» в Мариинском парке тоже постараются избежать, сейчас на подпись подготовлено распоряжение по поводу моратория на малые архитектурные формы сроком на 1 год.

Что касается разработки брендинга, то тут возникли серьёзные дискуссии. Дело в том, что само понятие очень уж разноплановое. По каким критериям оценивать привлекательность Киева, что именно должно составлять его имидж, с чего начать? Существует множество критериев. По словам куратора проекта «Современное искусство» Владимира Кадигроба, изучавшего различные рейтинги мировых столиц, существуют порядка 30 признаков, по которым судят об уровне привлекательности посещения той или иной страны (культура, безопасность, экология, шоппинг, еда и т.д.). Составлен топ-50 городов-брендов, и Киев к ним не относится. А в рейтинге тридцатки самых зелёных городов мира мы на «почётном»… 30-м месте.

— Есть пять основных моментов, по которым туристы решают, какой город им посетить — это стиль, эскапизм, познание, дружелюбность и изысканность. Каждый из признаков подразделяется на десятки и сотни составляющих, — говорит Владимир. — Но у той или иной страны чётко выделен один или несколько главных признаков . Например, Новая Зеландия — аутентичность, Египет — история, Италия — искусство, культура и еда, Мальдивы — пляж, Дания — семья. Нам нужно начать с разработки какой-то системы, чтобы определить, в чём наше сильное место.

Вокруг «сильного места» и закрутилось обсуждение. Кто-то считает, что надо развивать турбизнес, заявлять об Украине на зарубежных выставках и, заручившись спонсорской поддержкой крупных туроператоров, отправлять наших представителей на международные мероприятия. Для гостей столицы — печатать буклеты с перечислением интересных мест, как исторических, так и развлекательных: ресторанов, магазинов и т.д., устанавливать указатели с картами и схемами, объемные макеты. Одним словом, всё — для туристов. В прошлом году их побывало в Киеве 313 тысяч, не так уж и много.

Другие полагают, что упор надо делать на духовной миссии. Архитектор Георгий Куровский (президент благотворительного фонда «Киевская ландшафтная инициатива», чьими стараниями в Киеве открыт сквер на Пейзажной аллее и появляются новые уличные скульптуры), наибольшей ценностью и визитной карточкой города считает ландшафт. Именно в нём он видит возможность сохранения национальной идентичности. Среди предложений Георгия Константиновича — разработать и оформить прогулочные маршруты от Лавры до Владимирской Горки, задействовать геопластику, вырубить старые и высадить новые деревья, проследить за соблюдением «экологических коридоров» и 10-метровой пешеходной зоны.

— Необходим ребрендинг Киева, превращение его из объекта в субъект — чтобы люди почувствовали себя частью города, — рассуждает архитектор. — К примеру, планируется проведение акций социальной рекламы. На выезде из столицы установят плакаты: «Возвращайся скорее, я скучаю за тобой» и подпись:  «Киев», а в новых парках — таблички: «Этот парк я создал для тебя. Киев»

— Не бутики и не рестораны наше сильное место, — поддержала коллегу из фонда Рената Мирошниченко. — Нужно найти изюминку именно нашего города. Небоскрёбами мы никого не удивим.

В деле привлечения внимания можно использовать и тот факт, что правый берег по своим очертаниям напоминает женский лик (Куровский сделал это открытие несколько лет назад), и все духовные святыни расположены в знаковых местах, если сверяться с картой: глазницы, губы, переносица, лоб:

Если как следует раскрутить этот бренд, часто использовать изображение лика и акцентировать на нём внимание,  может получится хороший результат.

Скульптор Константин Скретуцкий, автор «Ёжика в тумане» и других работ, рассказал, что в будущем в Киеве планируется создавать серии скульптур со «срежиссированным  движением» — чтобы люди шли по улице и видели-участвовали в какой-нибудь истории:

— Эти небольшие авторские работы хороши тем, что не смогут никому помешать, они не дорогие по бюджету и находятся на уровне понимания людей. А вот то, что сейчас на Майдане — отпугивает, такие мощные вещи нельзя ставить рядом, — считает Константин.

От участников заседания поступали также предложения сконцентрироваться на «зелёном» туризме, провести конкурс по 3D-изображению города, обратить внимание на водную зону и к лету обустроить пляжи и водный транспорт таким образом, чтобы народу хотелось отдыхать не где-то далеко, а на родном Днепре.

Представитель одной из торговых фирм предложил нанять иностранного концептолога, который, суммировав все озвученные идеи, за полгода выстроил бы программу брендинга для Киева: «Как мы можем решить что-либо, если в торговле на 50-60 лет отстаем от той же Польши?»

Говорили и о том, чтобы подключить к разработке идей самих киевлян — завести блог, где все желающие делились бы идеями и предложениями. Пока это первое подобное заседание, в следующий раз все участники должны представить разработки своих концепций на рассмотрение в мэрию.