Если прошлую карантинную неделю многие из нас восприняли как внеочередной отпуск, то на этой, кажется, таки придется сидеть дома и работать. Как бы не располагала домашняя обстановка к режиму отдыха, рабочие задачи для многих никто не отменял. Как настроиться на эффективную работу дома ― в советах психолога и лайфхаках профессионалов.
Удаленка: за и против
Преимущества удаленной работы кажутся очевидными: можно самому выбирать рабочее место, дресс-код, устраивать себе чай-кофе-печеньки и перекуры в неограниченном количестве. Не нужно ехать через полгорода в офис, тратиться на проезд, а еще можно самому решать, когда делать перерывы.
Однако исследование, проведенное в Политехническом Институте Ренсзелера в Нью-Йорке (Rensselaer Polytechnic Institute), выявило, что работа дома может порядочно подпортить человеку жизнь. И дело даже не в отсутствии свежего воздуха и не в гиподинамии ― увы, большинство удаленщиков практически не встают с рабочего места и мало двигаются. У людей, заменивших офис на дом, увеличивался уровень стресса и конфликтности в семье. А еще они были недовольны количеством времени, на которое отвлекались от работы по пустякам.
Советы психотерапевта: оставаться в ритме, заботиться о себе, находить выгоды
Тренер-психотерапевт Ольга Евланова подтверждает: перестроиться на работу из дома, когда ты привык к офисной жизни ― задача не из легких. Дело в том, что мы давно и прочно усвоили: дом ― это про отдых, общение с друзьями, возможность расслабиться, веселиться и любить. А работа ― это задачи, требующие определенных результатов.
«Когда что-то меняется, человеку нужно поддержать себя, прислушаться к себе и понять, как легче самоорганизоваться. Одни заводят будильник, другие, наоборот, его отключают. Кто-то привык все время проводить на диване, а теперь передвигает стол поближе к окну. Главное при смене офисного режима на домашний ― организовать себе максимальный комфорт», ― говорит Ольга Евланова.
Стоит сохранить рабочий режим: начинать рабочий день в то же время, что и раньше, продолжать делать паузы на чай. Причем, если в офисе во время перерывов вы общались с коллегами, эту привычку тоже стоит сохранить ― например, звонить кому-то или делать видео-колл. Обед, окончание рабочего дня ― все должно быть в таком же темпе, как и в офисе. Тогда организму будет проще адаптироваться.
Часто наш мозг и мы сами бунтуем против перемен. Поэтому чтобы выйти из этой ситуации с наименьшим стрессом, стоит найти выгоду в изменениях. Например, дома вы не отвлекаетесь на разговоры с коллегами, можете работать в тишине, а значит, лучше концентрироваться на задачах.
Дети в доме. Только без паники
Задача усложняется, если в доме есть дети, требующие внимания, а оба родителя должны работать. В таком случае можно установить график: пока в первой половине дня один работает, другой занимается домом и детьми. После обеда ролями нужно поменяться. Можно установить и почасовой график: у одного родителя с 10 до 12 совещание по Skype, а у второго с 12 до 14 ― важные переговоры.
Часто дети привыкают, что мама и папа доступны, если находятся дома. В таком случае их тоже нужно организовать. Например, назначить ребенка главным по наведению порядка в доме, мытью посуды или выгулу домашнего животного.
Или организовать условия, в которых дети будут подражать родителям. У мамы, например, ― переговоры по работе, а у ребенка ― звонок бабушке или дедушке. Мама и папа работают с таблицами и важными документами, а дети рисуют картину. Для ребенка нормально подражать родителям, поэтому такие условия точно сработают лучше, чем крики «Успокойся!».
Переходя на удаленку, прежде всего стоит позаботиться о себе, своем комфортном общении с близкими и условиях, в которых необходимо работать. И только потом ― о задачах, которые нужно выполнять.
Лайфхаки сценариста: отключить интернет, не забывать про «няшности», прислушиваться к себе
Телесценаристка Светлана Кострыкина пишет сценарии для сериалов и реалити-шоу. В офисе, говорит девушка, слишком многолюдно ― приходится постоянно с кем-то общаться, вместо того, чтобы концентрироваться на работе. Поэтому последние три года все сценарии Светланы рождаются исключительно дома. Девушка поделилась своими лайфхаками для работы на удаленке.
- Не читать соцсети с утра. Мозг, очистившийся от лишней информации за ночь, начинает бодро ее перерабатывать. Если же заполнять это пространство информацией из соцсетей, оперативной памяти для работы останется мало. Особенно это актуально сейчас, когда тревожась, мозг прорабатывает пути спасения, не давая плодотворно работать.
- Вкусно завтракать. Это отличный ритуал для продуктивного начала дня, поскольку на психологическом уровне утро начнется не с мыслей «опять работа», а чувства «ммм, какая вкусная еда».
- Не забывать про перерывы и прогулку хотя бы раз в день. Это и физическая активность, и приток кислорода к мозгу, и смена активности.
- Объяснить домашним, что у вас рабочий день. Иначе близкие будут считать, что вы, находясь дома, можете стирать-готовить-ходить в магазин в любое время дня.
- Вести ежедневник и список дел. Светлана уже четыре года пользуется системой bullet journal ― это не просто ежедневник, а смесь планера и личного дневника. Светлана ведет блокнот, где записывает список дел, строит планы на день, месяц или год. Там же отмечает мысли, цели и идеи.
- Определить часы и дни, когда вы НЕ думаете о работе. Это, признается Светлана, самое сложное. Но без такой установки работа в формате удаленки может занимать 24 часа в сутки, поскольку не находясь в офисе, контролировать время и занятость сложно.
- Не забывать про «няшности». Чай в красивой чашке, приятно пахнущий крем для рук, одежда ― не пижама, но и не давящие джинсы. В такой обстановке вы будете чувствовать себя комфортно.
- Организовать рабочее место. В идеале ― подальше от кровати.
- Отключать интернет, если нужно сосредоточиться. Светлана советует включать его только для рисерча и коммуникации.
- Быть внимательным к своим потребностям. Если не можете сосредоточиться, спросите себя, почему так происходит. Возможно, у вас болит спина, вы тревожитесь или хотите перекусить. Здесь все советы можно свести к одному правилу: внимательно относитесь к себе, разграничивая работу и свободное время, как угодно ― по времени, месту, с помощью одежды или других ритуалов.
Лайфхаки юриста: оставаться частью команды и не забывать жить
Для Ксении Проконовой, успешного юриста и управляющего партнер SBH Law Offices работа из дома ― дело привычное. Однако в условиях карантина перевести на удаленку пришлось весь офис. Ксения поделилась секретом, как отправить целую команду по домам и сохранить при этом высокий уровень эффективности:
«Юристы частенько работают из дома, поэтому мы в фирме восприняли карантин как “Ок, временно изменим формат работы”. Но, в целом, это не непривычная практика. Сложнее всего ― с удаленными встречами: ты не чувствуешь интонацию человека, не понимаешь язык его тела. Поэтому мы перешли на Zoom, и теперь проводим встречи с участием нескольких юристов.
Пользуемся приложением для записи звонков ARB Cube. Оно записывает не только разговоры по телефону, но и звонки в телеграм и вотсап. Это очень удобно, ведь запись можно переслать сотрудникам. А они, в свою очередь, послушают и сделают ровно то, что хочет клиент.
Список задач я записываю в чат с собой в мессенджерах. Делю задачи на равные части, а между ними вставляю перерывы. Для этого использую песочные часы: выделяю себе 15 мин на Facebook, 15 мин на чай и тому подобное. Аналогично и с рабочими задачами. Например, 15 минут более чем достаточно, чтобы частично разобрать почту.
Если мне предстоит трудновыполнимая задача, я стараюсь договориться с собой. Например, пообещать себе вознаграждения ― посмотреть сериал или что-то купить.
Еще один классный кейс ― начинать день с неприятного дела. Если вы начнете разгребать его хотя бы по кусочкам, через месяц ваша жизнь сильно изменится, ведь этих мертвых дел в ящике станет гораздо меньше.
Держат в тонусе звонки в определенное время. Например, через день у вас видеосовещание, соответственно, вы понимаете, что нужно поставить задачи, отчитаться или же принять новые решения и объяснить, что ты делал до этого. Такая система дисциплинирует, подгоняет и заставляет людей работать.
В целом, я стараюсь включать в рабочий день свои обычные дела и развлечения. Начала много учиться онлайн и смотреть обучающие видео.
С началом карантина мы сплотились как команда. Если кто-то должен прийти в офис по какой-то причине, он информирует об этом всех остальных. И если в офисе, например, остался важный документ, этот человек может его отправить. Сейчас не время враждовать или осуждать кого-то за медлительность. Поэтому у нас все помогают друг другу, чем могут.
Сначала маску на себя, а потом ― работать
Не важно, работаете вы в белье или в костюме, с 9 до 18 или исключительно по ночам, на балконе или забившись в угол дивана. Помните, что самая важный лайфхак для любой работы ― обеспечить себе максимальный комфорт. Только так вы сможете быть эффективным вне зависимости от того, где делаете свою работу.
Читайте также: «Какие онлайн-курсы и онлайн-марафоны стали бесплатными из-за карантина»