Какое оно — новое театральное искусство в Украине. Рассказывают uzahvati, UNIT.City и Влад Троицкий

Последние несколько лет в Украине активно продвигают инновационный формат иммерсивных спектаклей. И он пользуется спросом среди зрителей.

Подобная история с проектами Влада Троицкого — группами ДахаБраха, Dakh Daughters и ЦеШо. Участники коллективов переплетают на сцене музыку и театр, создавая невообразимые по эмоциональному уровню постановки. И их тоже высоко ценит публика.

Почему такие театральные (или нет?) подачи любят и хотят смотреть зрители, — в трех историях людей, которые оживляют сферу представлений в Украине.

uzahvati

Полина Бараниченко
режиссер команды uzahvati, ставящей иммерсивные спектакли

Иммерсивные спектакли — это театральный формат, который предполагает смену роли зрителя: он перестает быть созерцателем, становясь участником и соавтором действия.

Постановки называют иммерсивными, от английского «to immerse» — «погружать».

Одна из главных целей подобного формата — вовлечение чувств, пробуждение зрителя путем создания атмосферы, действия и нелинейного сюжета.

Сейчас в репертуаре uzahvati есть 5 спектаклей. У нас есть 2 спектакля-променада на улицах Киева. Первый — THE TIME, начинающийся на Пешеходном мосту. Его главная тема — это время и взаимоотношения человека с ним. Второй променад — Remote Kyiv, ко-продукция с немецко-швейцарской командой Rimini Protokoll. Спектакль начинается на Зверинецком кладбище и поднимает тему индивидуальности и твоей роли в обществе. Кроме того, есть спектакль-променад в ночной библиотеке — DIALOGY, место действия которого разворачивается в Национальной библиотеке Украины имени Ярослава Мудрого. Зрители перемещаются по этажам и залам ночной библиотеки, встречают героев-актеров спектакля на расстоянии вытянутой руки. Тема спектакля — выбор, молчание и поиск себя.

Еще есть НЕспектакль в квартире День/тень, главным героем которого является актер Павел Алдошин. Двенадцать зрителей приходят в пустую квартиру, где сами определяют степень участия, делая выбор своего места и роли. Они решают, вступать или не вступать во взаимодействие с главным героем. Тема спектакля — судьба человека: творческая личность, которая задается вопросами и ищет себя через искусство.

Недавно у нас появился новый спектакль только для двоих зрителей — STEREO. Спектакль создан только для пар, которые находятся в романтических отношениях. Зрители смотрят его исключительно вдвоем, без других участников. Пара приходит на стадион, получает наушники, где голос повествует художественную историю. Влюбленные принимают предлагаемые обстоятельства и следуют его указаниям. Или не следуют. Каждый из участников спектакля совершает свой внутренний выбор, как и о чем проживать эту историю. STEREO зависим от истории каждой конкретной пары, поэтому и для участников он раскрывается по-особенному. Одни смотрят спектакль, как легкий и романтичный, а другие — видят в нем много драматизма. Диаметральные отзывы зрителей говорят о том, что это что-то новое в опыте пары и в нашем театральном опыте uzahvati.

UNIT.City

Елена Миджак

продюсер событий инновационного парка UNIT.City

Мы пригласили труппу Театра на Подоле для того, чтобы провести иммерсивный спектакль «1984». Сама пьеса была поставлена Майклом Джином Салливаном и является адаптацией культового романа-антиутопии Джорджа Оруэлла. Она демонстрирует жизнь в тоталитарном обществе, которое лишено свободы воли, и силу государственной пропаганды.

Три звонка перед спектаклем были заменены выстрелами из ружей. «Приглашали» зрителей в зрительный зал актеры театра, переодетые в костюмы армии старшего брата. К своим местам зрители проходили в конвое вооруженных солдат со служебными доберманами.

Еще до начала представления каждый зритель, который попадал на локацию, погружался в атмосферу спектакля. Клеймение на входе, охранники по периметру, декоративное оружие, максимально похожее на реальное, и диджей в образе бездушного солдата — все это помогало перенестись в оруэлловскую Океанию.

Представление состоялось под открытым небом на площади возле Маяка инноваций UNIT.City. Главным элементом спектакля стала экс-заводская труба. В ней располагался кабинет Большого Брата.

Мы выбрали иммерсивный формат потому, что именно он позволяет зрителям максимально погрузиться в происходящее на сцене, быть полноценным участником процесса, заставляет думать и выходить за рамки. Собственно, так и рождаются инновации.

Почему «1984»? Наша команда осознает: от распознавания лиц и сбора big data до Большого Брата — один шаг. Общая диджитализация несет не только благо, но и угрозу. К тому же, роман об ужасах тоталитаризма, написанный в середине прошлого века, сегодня актуален, как никогда.

Спектакль был эксклюзивным, пока мы не планируем проводить его повторно. Но уже раздумываем о создании других инновационных проектов.

Центр Современного Искусства «Дах»

Влад Троицкий

основатель и руководитель Центра Современного Искусства «Дах»

В этом году «Даху» исполняется 26 лет. Он изначально планировался, как полноценный центр искусства. Я бы сравнил его с древом, у которого есть плодоносящие ветви — ДахаБраха, Dakh Daughetrs, NOVAOPERA и ГогольFest. Каждый проект яркий и самобытный, но все упирается в этот ствол «Даха». Мультидисциплинарность была заложена в концепт с самого начала.

В Украине было такое явление — «музичний драматичний театр». Он был придуман в конце XIX века так называемыми корифеями. Эта форма искусства активно развивалась в первую половину XX века, но потом его нивелировали русским типом театра. То, что называется «по системе Станиславского». И так украинский театр остался существовать где-то на периферии.

Я решил вернуть, или, вернее, снова открыть эту традицию в Украине. Одна из мощнейших особенностей украинской культуры — это мелос, полифоническое пение. Благодаря ему родилась ДахаБраха. Первые выступления коллектива были в театральных рамках — «Макбет», «Вий» и пр. Сами члены группы — Марко, Ира Коваленко, — играли драматические роли в спектаклях. «Дотерсы» (Dakh Daughets) изначально были актрисами. Но NOVAOPERA уже родилась по-другому. У нас был ряд профессиональных музыкантов, которые пришли на территорию театра. Так появились оперы IYOV, «Ковчег» и BABYLON.

facebook.com/teatrDakh
facebook.com/teatrDakh
facebook.com/teatrDakh
 


Заменит ли новый театр классический?

Влад Троицкий: «Я не согласен с делением театра на „классический“ и „неклассический“. Скорее его нужно делить на „хороший“ и „плохой“. Можно играть классический репертуар, но не в театрах. И за них не стыдно. Иммерсивный — да. Это уже совершенно новая форма. Ну, а театр существует всегда. Это только дело вкуса. Кому-то нравится оперетта, кому-то — наш оперный театр в Киеве. Но с точки зрения мирового формата он — глухая периферия.

«Другое дело, что в государстве нет критериев оценки культуры. Никто не определяет, что есть хорошо, а что — плохо. Что должно поддерживать государство, а что не должно. Потому что на данный момент финансовая поддержка отдельных секторов культуры — это чисто историческая привычка. Кто первый встал, того и тапки».

Полина Бараниченко: «Всегда говорю, что это разные форматы, разные опыты, которые нельзя сравнивать. Иммерсивный формат сейчас откликается потребностям времени и образу жизни современного человека. Это в большей степени «испытание» и эксперимент над собой. К иммерсивному спектаклю нужно быть готовым внутренне, чтобы не просто его посетить, а чтобы прожить и уйти со своими мыслями. В классическом театре другие средства выразительности, другие цели и задачи.

Иммерсивный театр существует в большой степени свободы: и зрительской, и авторской, и исполнительской. Он осваивает нетеатральные пространства, погружает зрителя в предлагаемые обстоятельства, и исключает парадигму «сцены и зрительного зала».

Фото: из личных архивов организаций.