По изначальным планам Куренёвско-Красноармейская линия должна была пойти после Подола вдоль ул. Фрунзе в сторону площади Шевченко, но в связи со строительством ж-м Оболонь, где на конец 70-х годов проживало уже около 200 тыс. человек, трассировка линии была изменена в пользу нового жилмассива. По тем же причинам была изменена очередность открытия участков на линии: если в начале 70-х предполагалось сначала развивать линию на юг, то спустя несколько лет планы изменились и основные силы были брошены на развитие оболонского направления. В результате вторым пусковым участком линии стал отрезок трассы протяженностью 4,4 км, который был открыт 19 декабря 1980 года (ко дню рождения Л.И. Брежнева).
Весь участок был построен мелким заложением, из-за чего на Подоле пришлось снести целый ряд зданий над трассой метро. Трассировка линии от "Контрактовой площади" до "Тараса Шевченко" до сих пор хорошо просматривается на ГуглКартах по пустующим участкам земли, хотя за последние десятилетия они уже частично "заросли" различными постройками.
Единственная часть пускового участка, сооруженная закрытым способом, - перегонные тоннели между "Тараса Шевченко" и "Петровкой". Этот отрезок трассы с самого начала стал каким-то "невезучим". Весной 1979 г. при проходке левого перегонного тоннеля (направление "Петровка" >> "Тараса Шевченко") путь проходчикам преградили деревянные сваи, подпирающие сточный коллектор. Было принято решение поступить также, как и незадолго до этого в правом тоннеле - вырубить сваи и пойти дальше. Однако не был учтен повышенный уровень воды в коллекторе из-за начавшегося весеннего паводка. В результате, после вырубки свай и незначительного сдвига коллектора, его конструкция не выдержала и пройденные тоннели были затоплены водой, которую потом откачивали в течение месяца. Это не единственная неприятность, связанная с этим участком. Оба тоннеля между "Тараса Шевченко" и "Петровкой" в качестве эксперимента были построены в виде "подковы": лоток тоннелей вместо тюбингов заполнен бетоном. Конструкция оказалась неудачной, и тоннели начали проседать быстрее допустимого, из-за чего на том участке долгие годы действует ограничение скорости. Несколько лет назад проводились работы по усилению лотковой части тоннелей, что позволило частично снять ограничения.
Непростой оказалась проходка и под 18-ю путями железнодорожной станции Киев-Петровка. В связи со сложной гидрогеологической обстановкой изначально предполагалось выполнить предварительную заморозку грунта под станцией, но в целях экономии времени и средств было принято решение вместо заморозки использовать водопонижение. Между ж-д путей пробурили 36 скважин, в которые были опущены глубинные насосы для откачки воды. Проходка осуществлялась с попеременным закрытием каждого пути без остановки остального движения по станции. Малейшие просадки тут же ликвидировались совместно с железнодорожниками. Применение водопонижения позволило значительно сократить сроки проходки, и в апреле 1980 г. все тоннели пускового участка были готовы.
Две самых северных станции Куреневско-Красноармейской линии поставили точку на развитии оболонского радиуса, полностью покрыв метрополитеном крупнейший на тот момент жилмассив Киева. Участок протяженностью 2,4 км был открыт 6 ноября 1982 г. Изначально пуск планировали вновь приурочить ко дню рождения Л.И. Брежнева, но работы были выполнены досрочно и открытие состоялось накануне очередной годовщины Октябрьской революции. По иронии судьбы оказалось, что не зря: Брежнев не дожил до своего 76-летия и скончался всего через 4 дня после открытия станций.
Подготовил Олег Тоцкий.
В материале использовалась информация с официального сайта метрополитена, неофициального сайта и форума киевского метро, Википедии, из книги К.Козлова «Киевский метрополитен», а также архивные материалы, добытые 81412 и др. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе «Киевметростроя» за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.