Избитый сатанист, интроверты и искусство: что такое киевская литературная тусовка
Коллаж: Дарья Давыденко

Стихи — это круто. Но большинство людей забывают о них сразу после школьного выпускного. Поэты-современники не пользуются большой популярностью в соцсетях. А их сборники нечасто продаются большими тиражами. Но это не значит, что хороших поэтов не осталось. Они по прежнему есть и их много. «Наш Киев» узнал, что в Киеве проходят литературные вечера и на них ходит достаточно много людей. Мы пообщались с ребятами, которые выступают на этих вечерах и занимаются их организацией. Оказалось, что там действительно здорово и интересно.

Паша Броский
поэт, организатор литературных вечеров

О себе

Меня зовут Паша, я из города Киева. Занимаюсь творческими вечерами. Пишу стихи, развиваю свой литературный проект в Instagram. Помимо этого я работаю. Пишу гороскопы и всякие райтерские штуки. Фотографирую иногда. В общем, творческий человек.

Как начиналась поэзия

Если это можно назвать поэзией, то я решил ею заниматься в 17 лет. Но вообще начал писать где-то в 14 — был вдохновлен Лесем Подервлянским. Делал стишки посвященные Борщаговке. И потом лет в 16-17 решил, что пора писать серьезные стихи. Типа, я же о******й (замечательный) поет. Начал писать х***ю (чушь) редкостную и доказывать всем, что это нормально. Кому-то даже нравилось. И пошло-поехало. А параллельно с этим начал проводить литературные вечера.

У меня было 10 тысяч подписчиков «Вконтакте». Я тогда научился красиво спамить и это все были реальные люди. В какой-то момент мне пишет директор одного киевского клуба — Игорь Ратушный. Говорит, мол, давай творческие вечера проводить, у тебя же там столько людей. И я такой: «А давай». Первый раз волновался, но все сделали круто. Сейчас мне уже 29. То есть я провожу эти вечера 12 лет. Были перерывы, конечно. Я в депрессию впадал, люди переставали ходить. Случались периоды когда народу это не было нужно. А у меня отсутствовали знания как все это делать. Сейчас у меня уже есть понимание, как вообще в стране культуру поднять. Если я смог с поэзией такое сделать, то что говорить об остальном. Только бы денежки были. Тут Дима недалеко ходит, он сказал такую фразу: «С деньгами все могут. Они для слабаков, ты без них попробуй».

Организация и неприятные поэты

Все организовываю только я. Но в Киеве есть и другие литературники, даже много. Я всегда советую людям походить на них. Просто для того, чтобы понять, почему нужно ходить ко мне. Почему-то именно в поэзию слетаются не очень приятные люди. Я тоже с этим сталкивался. В свое время это было частой причиной моих расстройств. Но позже я просто начал отсеивать неприятных людей. Все стало более сурово. Когда мы видим какого-то чмошника, то всей толпой показываем, что ему здесь не рады. И он просто перестает приходить. Но вообще, мы приветливы с каждым, если он адекватный, интересный и классный. Хоть у нас и есть основной костяк, но, в отличие от других поэтических тусовок, мы принимаем новеньких. Мы их не чмырим: «О, новенький пришел, какую он х***ю (чушь) читает». У нас такого нет. Наоборот, пытаемся подтянуть, делаем специальные конкурсы. Мы рады новым людям, потому что поставили себе цель развиваться, а не выделываться. Сейчас сделали все это на комммерческой основе, то есть на взносах. Люди платят и мне постоянно нужно показывать, что их деньги идут на развитие движа. Вот вы пришли, например. Значит все не зря и притягиваются реально классные люди. И чем дальше, тем их больше.

Что нужно, чтобы почитать стихи

Нужно заранее записаться и все. Главное, чтобы адекватно все было. Нельзя трогать политику, религию, все вот эти штуки. И никого не оскорблять. Потому, что есть такие люди, которые приходят и: «Вы все нехорошие, а я — Дартаньян!». Так нельзя. Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Есть, к сожалению, больные люди, они иногда приходят. Но я всех заранее предупреждаю. Могу во время вечера написать в чат, чтобы не обращали внимания. Сразу говорю: «Видите такой кринж — делайте вид, что все нормально». Просто в следующий раз звать не будем.

Вечера интровертов

Оказывается, как корабль назовешь — так он и поплывет. Вот я назвал «Вечер интровертов». Просто заранее знал, что придет мало людей. И получился какой-то интересный прикол. Эти вечера интровертов реально стали такими. И туда действительно приходят такие люди. Это самые уютные вечера. Вот вчера мы сидели — я реально получил удовольствие. Нас было мало, я взял себе пива, послушал Амину и думаю: «Блин, а классные вечера». Я все время с позиции ведущего на это смотрю, а вчера сел и реально сам залип. В следующий раз думаю поставить кого-то ведущим и чисто прийти потусить. Потому что когда ведешь, то не успеваешь оценить. Там кто-то классно читает, а ты бегаешь с фотоаппаратом. Потому что сейчас, б***ь (черт), фотографа нанять — это отдать ему все взносы и сверху еще заплатить за редактирование. А у нас все дешево, на самом деле.

Девочки приведут мужиков

Основной контингент поэтических вечеров — это девочки. Даже больше скажу. Я концертами занимаюсь, помогаю там по рекламе. И мы с директором одного агентства договорились, что мужиков вообще не берем в оборот. Ставим таргет сразу на девочек. Они все равно приведут мужиков. И то же на всех творческих вечерах. Все мужики, которые приходят — их привели девочки. Либо они пришли из-за девочки.

Зачем скидываться

Все скидываются по сотке, поэты тоже. Раньше часто была такая штука: «Ой, а у меня денег нет, я стишки вам почитаю». И в результате, благодаря этим взносам, мы отсеяли шлак. Реально публика преобразилась. То есть не стыдно привести девушку или парня. Потому что раньше, когда вечера были полубесплатны... Поэты — это очень своеобразная публика. Часто те, кто пишут стихи, никакого отношения к поэзии не имеют. Они любят себя в поэзии, а не поэзию в принципе. Никого не читав и не зная современников они почему-то решили назвать себя н*************и (замечательными) поэтами. Там такой пафос, чувство собственной важности... И плата за вход отсеяла таких людей. Теперь приходят те, кто реально понимает для чего это делается. Выше 100 гривен цену мы поднимаем редко. В основном, на сольных вечерах. Надо же ребятам помочь с гонораром. Когда я делаю сольники, то стараюсь вывести их на такой уровень, чтобы все получили удовольствие. То есть не просто от выступления.

Может ли поэт заработать

Да, если это его сольный вечер. В таких ситуациях мы понимаем за что люди платят. Когда поэт приходит на литературник — чаще всего он один. Понятное дело, что он скидывается. Потому, что получает аудиторию, которой можно почитать. Другое дело, если на поэта приходят десять-двадцать человек, которые платят. В таком случае, не грех и ему заплатить.

Куда идут деньги

Разное: аренда помещения, иногда звукорежиссер, свечи, расходники, реклама, такси. То есть много на что. А то, что остается... Ну вот, мы с Аминой поехали и записали пять песен на студии. На все деньги гульнул. Я это все вкладываю, чтобы потом можно было дальше развиваться, когда все эти коронавирусы закончатся. Хотелось бы иметь внутренних звезд. Таких как Амина Элшорафа, Илья Чернилевский, Мстислав Крупеня, Вячеслав Рассыпаев, Роберт Кривошеев, Анетт Сарычева, Соля Сойка и другие.

Некуда идти со стихами

Поэт не должен быть голодным. Он вообще никому ничего не должен, как и любой другой человек. Проблема в том, что нет сопутствующей инсфраструктуры — поэтам негде выступать. Некому организовывать эти вечера. Нет в Украине пабликов каких-нибудь. Мест, где они могут выложить свои стихи. Какой-нибудь телеканал, куда бы они могли пойти. Ничего этого нет. И я пытаюсь создать это с нуля. Все что сейчас делается — это какие-то гранты. Или штуки, когда поэт должен четко гнуть линию какой-то партии. Мы против этого. Поэтому все на взносах.

Спрос на поэзию

Спрос, конечно, есть. Но у нас в стране нет нормальных элит. Просто куча жлобья прорвалась, когда у них получилось. И эти хозяева жизни готовы во что-то вложиться только когда видят: «О, этот уже чего-то достиг, значит крутой чувак». Они не умеют замечать талант, думать на перспективу. Они хотят урвать все и сразу. Видят: «О, б*я (черт), вот это круто, на него много людей приходит!». Но они не разбираются, они жлобы. Я же пытаюсь сделать это с нуля. Вижу, что, допустим, Амина мега-крутая. Значит надо ее подтянуть. Вижу, что Илья Чернилевский мега-крутой. Значит надо его тоже подтянуть. Потому что он такая жемчужина, просто уровня «Сплина». Даже круче.

Почему литературники — это круто

Самая большая ценность в нашей жизни — это общение. 80% всей информации, которую мы имеем — это общение. Все наше мировоззрение — это общение. Чем больше ты общаешься с людьми — тем ты мудрее, лучше и вообще. Вот и все. И здесь его можно получить. Плюс, найти единомышленников.

Топ самых крутых участников

Я сейчас буду очень субъективен. Потому что многие из ребят мега-крутые, но их просто нельзя сравнивать. Они же потом это прочтут... Первая, я скажу, это Амина. Но это всем и так понятно. И Слава Рассыпаев. Все, дальше говорить не буду, потому что это будет нечестно.

Что веселого происходило

Избили сатаниста в гей-клубе. Поэт-есенинист, после девяти бутылок пива. В этом клубе, короче, был безлимит по пиву. 70 гривен платишь и пьешь сколько хочешь. И он умудрился всадить девять бокалов. Безлимит водки — 80 гривен. Показать сиськи бармену — получи бесплатно. Я показывал, но не помогало. Никто ему так и не показал сисек. Одна девочка показала, и то из жалости. В общем, вот так.

Амина Элшорафа
выступает на литературных вечерах

О себе

Живу в Василькове — это Киевская область. Учусь в Академии культуры и искусств. Специальность — классическая гитара, академическая музыка. У меня с детства чувствовалась тяга к этому. Дома не было никаких инструментов, потому что родители не музыканты. Но с восьми лет я пошла в музыкальную школу. Прихожу к маме: «Мааам, я хочу играть на гитаре!». Вот так и началось.

О вдохновении

Эпоха интернета помогает. Я вижу играющих людей и меня тянет к этому. Есть те, кто меня вдохновляют. Но они из мира классики. Например немецкий певец барочной музыки Андреас Шолль. Лучший контратенор в мире.

Как попала в литературный движ

В литературную тусовку я попала осенью. Это произошло через Пашу. Мы раньше не были знакомы — это все реклама в Instagram. Просто смотрела в телефон и тут: «Литературные вечера, ставьте плюсик, кто хочет прийти». На свой первый вечер я взяла с собой классическую гитару и сыграла пьесу. Встаю, хочу сесть. И Паша такой — «А вы поете?». Ну и понеслось.

 

Собственные песни

Своих песен нет, но я планирую. Паша недавно возил меня на студию, чтобы записать материал, который нравится людям: Мельницу, Высоцкого, Flёur. Вообще, у меня репертуар очень разный. То есть там и Высоцкий и Pyrokinesis.

Перспективы и деньги

Как будет. Я просто кайфую от того, что люди слушают. Это все ради них делается, правда. Зарабатывать выходило когда Паша устраивал мой сольный вечер — я пела каверы. Пришли люди, заплатили за вход. И какую-то часть денег Паша отдал мне.

Почему литературники крутые

Потому что они объединяют людей. И это очень-очень хорошо. Вообще классно, если бы было меньше ненависти и больше любви.

Здесь всегда весело. Всегда по разному бывает. Особенно после официальной части. Я так понимаю, людей здесь привязывают (литературник проходил в БДСМ-баре). Не знаю насчет прямо чего-то крутого. Для меня быть здесь с людьми, петь для них, делать что-то для них — это уже огромное счастье.

Фото и видео: личные архивы Паши Броского и Амины Элшорафы