С утверждением, что ситуация с парковкой в столице плачевная и реформа в этой сфере необходима, не станет спорить никто. С этим согласно даже руководство скандально известного коммунального предприятия «Киевтранспарксервис», обладающего монопольным правом на организацию платных уличных (дневных) стоянок в Киеве, а также правом на взимание платы за парковку на них. Этих полномочий некоторые народные избранники хотят предприятие лишить.
Узкие улочки центра столицы в рабочее время превращается в одну большую автостоянку. Машины паркуются прямо на проезжей части, на тротуаре и на газонах – поэтому у нас зеленых газонов практически нет, а тротуары запачканы землей.
Виновата в сложившейся ситуации не столько низкая культура киевских водителей. Соавтор концепции, депутат от партии «УДАР» и секретарь бюджетной комиссии в Киевсовете Георгий Ясинский опубликовал на своей странице в Facebook пост в котором назвал такие причины кризиса с парковкой на улицах города: отсутствие удобных и доступных способов оплаты за стоянку в местах для уличной парковки, отсутствие серьезного наказания за неоплату стоянки и нехватка паркомест на улицах.
В европейских столицах количество легальных парковочных мест в среднем составляет 17% от количества жителей города. Население Киева составляет три миллиона, значит должно быть около полумиллиона мест для стоянки авто. На сегодняшний день их всего 25 тысяч, причем уличных паркомест всего 6500.
Георгий Ясинский отмечает еще одну проблему, связанную с уличной парковкой. Это сложность контроля, сколько налички попадает в руки парковщика - коррупция среди работников этой сферы находит многочисленные подтверждения.
Принятая концепция, по мнению авторов и сторонников проекта, предусматривает решение проблем на улицах Киева. Депутат Ясинский перечислил основные преобразования, которые она предусматривает. «Наш Киев» попытался выбрать из этого списка самые важные нововведения:
Гибкие тарифы
- «Предлагается ввести гибкие тарифы на парковку, зависящие от зоны, от времени и с учетом спроса на конкретную площадку»
- «В частности, предлагается специальный ночной тариф, например с 20.00 до 8.00»
- «Первые 15 минут парковки будут бесплатными»
Удобные способы оплаты стоянки
- «Никаких бумажных талонов. Все онлайн»
- «Постепенное размещение на каждой парковочной площадке платежных терминалов за счет средств инвесторов, без использования денег из бюджета»
- «Внедрение системы “Мобильная парковка”, что дает возможность оплачивать [стоянку] с любого мобильного телефона. Зарегистрировался, позвонив в колл-центр или с помощью платежного терминала. Пополнил счет. Приехал – скинул SMS. Уехал – скинул SMS. Оплатил фактически использованное время»
Парквощик превращается в инспектора
- «Полностью исключаем “человеческий фактор” и возможность злоупотреблений [со стороны инспекторов] в процессе контроля»
- «Инспекторы “Киевтранспарксервис” будут контролировать уплату с помощью специального мобильного приложения, которое может быть установлено на любой смартфон с камерой и системой GPS, подключенный к интернету»
- «Инспектор вводит номер [припаркованного] авто в мобильном приложении [“База Данных Парковка”] и система проверяет оплачена ли парковка»
Взяткам бой
- «Если обнаружен автомобиль, владелец которого не оплатил услуги, “База Данных Парковка” автоматически фиксирует административное правонарушение, и инспектор распечатывает на портативном принтере протокол о наложении штрафа»
- «Распечатку протокола инспектор крепит на стекло [автомобиля-нарушителя]»
- «Штраф невозможно оплатить наличными инспектору, только через платежный терминал, в банке или с помощью [банковской] карты на сайте»
- «В случае неуплаты в течение 30 дней штраф удваивается»
- «Вознаграждение инспекторов связано с количеством найденных [ими] нарушителей»
Возвращение блокираторов колес и эвакуаторов
- «Ввести временное блокирование [колес] за парковку на “зеленой зоне” или тротуаре, или, при обнаружении авто, которое не уплатило ранее наложенный штраф в течение 30 дней»
- «Внедрить эвакуацию автомобиля в случае, когда “брошенное” авто блокирует движение транспорта или уменьшает пропускную способность улицы»
Концепция развития парковочного пространства также предполагает, что через пять лет в столице будет примерно 125 тысяч паркомест - «Киевтранспарксервис» будет вводить ежегодно по 20 тысяч новых мест для стоянки. Чтобы «разгрузить» центр города, авторы проекта планируют строительство там многоэтажных и подземных парковочных комплексов, а также, как это принято в европейских мегаполисах, перехватывающих парковок возле станций метрополитена в спальных массивах.
Уникальность проекта в том, что над ним работали не только чиновники, но и городские активисты, занимающиеся транспортной тематикой.
Принявший активное участие в разработке концепции, участник Совета по урбанистике Киева Антон Мойсеенко пишет: «Впервые в подобной концепции учтены вопросы велопарковок, парковок такси и электромобилей. В концепции предлагается освободить электромобили от платы за парковку» . Более того, теперь не менее 5% парковочных мест должны быть оборудованы зарядками для электромобилей. С инициативой поддержки экологических видов транспорта выступил депутат Киевсовета от партии «Демократический альянс» Василий Гацко.
Против принятия концепции голосовала фракция «Самопомощь». Они выступают против того, что ответственность за внедрение в жизнь реформ в сфере парковки, согласно проекту, возложена на КП «Киевтранспарксервис». Наши коллеги из журнала про Киев «Хмарочос» критикуют концепцию за то, что она фактически легализирует стоянку на тротуаре: «Теперь места для парковки в пешеходных зонах будут выделяться разметкой и болардами, но в документе не указано, например, какая должна быть минимальная ширина тротуара для организации парковки. Или каким может быть максимальный размер такой парковки».
Полностью воплотить концепцию в жизнь оптимистически настроенные власти города планируют к 2020 году. Некоторые инициативы требуют не только привлечения инвесторов, но и внесения изменений в украинское законодательство. «Наш Киев» продолжит следить за этой темой, информируя о продвижении дел.