I'm Going Deeper Underground: корреспондент «НК» заработала в переходе метро

Лиха беда начало

Стеснительностью меня природа не наградила, а вот желанием научиться играть на гитаре – сполна. Поэтому первый раз я решила «блеснуть» своими «талантами» на глазах широкой публики еще лет в 17. Дело было давно и не в Киеве. На тот момент я знала всего 4 аккорда, но была полна решимости попробовать, каково это – сыграть и спеть на глазах у всех в самом центре города.

Первый опыт был удачным, и я периодически возвращалась в подземный переход со своей гитаркой, постепенно изучая новые аккорды и песни. Переехав в Киев, я решила опробовать акустику и в местной подземке. Местом дислокации стала станция метро «Харьковская». С гитарой я приходила туда раз десять.

Фальшивить – можно

Самое страшное – это, конечно, перебороть себя и начать извлекать из гитары и собственного горла какие-то звуки. Но в какой-то момент ты все-таки решаешься, и тогда – вуаля! Акустика под землей шикарная, поется легко и славно.

Чтобы расслабиться и с чего-то начать, сперва я просто перебирала струны, подстраивала гитару, брала случайные последовательности аккордов. Как ни странно, люди уже в такие моменты бросали деньги в мой чехол от гитары, лежащий рядом. Из чего я сделала вывод, что большинство абсолютно не вслушивается в издаваемые тобой звуки. Это очень помогло расслабиться.

Заметив эту особенность, я решила поэкспериментировать и начала горланить какую-то песню под случайные аккорды, намеренно фальшивя. О чудо – это тоже осталось незамеченным!

Хорошая милиция

Второй фактор по шкале «ужасности» игры в переходе метро – это дядьки-милиционеры. Музицирование в переходе на территории метрополитена официально считается попрошайничеством, поэтому симпатии со стороны охранников правопорядка ожидать нечего. Но, видимо, милиция на «Харьковской» очень любит музыку, а может быть, мне просто везло, и настроение у патрулировавших подземку стражей порядка было отличное. Как бы там ни было, конфликтов с милицией у меня не было.

Однажды, впрочем, компанию мне решил составить охранник метрополитена. Правда, как впоследствии выяснилось, он был в отпуске. Денис – так его звали – сразу признался, что денег у него с собой нет, но очень просил сыграть одну из песен группы «Флёр». Взамен он стрелял сигареты у прохожих, и через полтора часа таким образом насобирал почти две пачки.

Реакция окружающих: взгляды косые и не очень

Девушку, играющую на гитаре в переходе, да еще в полном одиночестве, прохожие воспринимают с любопытством. Основная масса людей, конечно же, проходит мимо, но взглядов сыпется множество. Женщины в возрасте поглядывают немного укоризненно, мужчины постарше – с оценкой (словно представляют на моем месте своих дочерей), молодые люди открыто рассматривают, улыбаются, подпевают.

Что характерно, полностью игнорировали меня молодые девушки. Среди тех, кто бросал в чехол деньги, их не было вообще, и уж тем более, не останавливались они на «подпевки». Часто я ловила с их стороны откровенно презрительные взгляды. Правда, однажды красивая хорошо одетая девушка задумчиво остановилась рядом со мной, открыла сумку, извлекла оттуда бутерброд в полиэтиленовом пакете и протянула мне. Я вежливо отказалась.

В тот раз мне впервые стало по-настоящему стыдно.

Мужчины же в возрасте от 15 до 40 лет часто подходили с просьбой сыграть ту или иную песню (все что угодно от Земфиры до Окуджавы). По возможности, я старалась не отказывать.

Сидячий стоячему не товарищ

Своей певческой деятельностью ты порой мешаешь продавцам из расположенных рядом киосков. Некоторые из них демонстративно ворчат себе под нос, но большинство почему-то относится к «подземным» музыкантам с расположением. Тех, кто появляется в переходе регулярно (а на «Харьковской» есть такие), они знают по именам и вполне им симпатизируют. У меня же была собственная покровительница – сердобольная Людмила из хлебного киоска. Она отдавала мне свой единственный табурет, когда я приходила в переход распеться.

О пользе подземного пения

Кстати говоря, пение в помещении с такой акустикой – хорошая тренировка голосовых связок для тех, кто не грезит о славе народного певца, но хотел бы научиться более-менее тянуть ноты.

Я удалялась в переход из шумного общежития, где не то что играть на гитаре – сковородкой лишний раз брякнуть нельзя. Что касается заработков, то это кому как повезет. В среднем, час игры – это 30 – 40 гривен. Некоторые мои знакомые хвастались удачными «уловами» в 140 – 150 гривен за 3-4 часа.

Ну а помимо всего прочего, игра на гитаре на виду у большого количества людей – замечательное лекарство от комплексов, зажатости и стеснительности.