Хоп, мусорок: прогулка на жёлтой машине



Как звучит-то - «мусорный контейнер», а? Солидно. Под моим домом их штуки 4. Летом  - из-за смрада - мимо них пройти, а зимой - из-за снега - к ним подступиться - нельзя. Зимой я думала: «Ну что они о себе думают, мусорщики эти, блин, а?».  В первые дни было «блин», да. А после всех новогодних праздников и покрепче. Кого-то же, например, смущает другое, то есть «ладно мусор, лежит себе, мне он не мешает», им интересно знать: «А чево ноччю-то шуметь, дня, что ли, мало?», или вот «Чево мусор, што возле контейнера валялся, не забрали?». Теперь я знаю ответы и на эти, и на сто тысяч других вопросов.

Муравьи в штанах

Мусор - это парафия ЖЭКа. А у него уже есть свои подрядчики. Штук пять или шесть на весь город Киев. И речь пойдет как раз об одном из них. Не знаю, как вы, а я часто вижу в городе машинку с муравьем на кузове. Конечно, я почти сразу догадалась, что у неё за задача. Муравей же санитар леса. Итак, «ГринКо» – это одна из тех пяти-шести компаний.

У самого «ГринКо» своя, отличная от других, история, с которой вы в любой момент можете ознакомиться на их сайте. Там же есть и раздел вакансий, до обидного пустой. Это потом мне скажут, что в интернете публика не та. Жители «НК» проведут свои сакраментальные параллели, добродушно улыбнутся. Забегу наперед: киевляне-то как раз и работают на тех местах, которые вы бы с радостью отписали приезжим.

Итак, дражайшая редакция созвонилась с руководством «ГринКо», время и место моей встречи с мусоровозом назначено. Как говорят диспетчеры такси: «Машинка будет подана на 11-00, синий мерседес». Догоняю (ну, почти бегу). Пытаюсь пообщаться с ребятами, которые запихивают контейнеры с мусором в кузов машины. Слышу в ответ здоровенное «Шо?». Я в культурном обмороке. Нет, не так. Я же растение. Я просто вяну и сохну. Плачу. Фиаско! Не признали журналиста! Как же, как же так? Я же про мусор, а вы, а вы...

Два мира – два Шапиро

Как оказалось, не к тем ребятам я пошла общаться. Да оно и понятно – работа не очень чистая, и даже при приличной, как для такого «неквалифицированного труда», зарплате (грузчик в «ГринКо» может за месяц заработать 4 тыс. гривен, а водитель мусоровоза – до восьми) пойдет ли человек с высшим образованием на такую работу? Ответ присылайте в виде СМС, среди ответивших - правильно! - будет разыгран приз, стоимость одного СМС - полчаса разговора с Эстонией. Тем более что мусороуборочная машина была синяя. Желтая – другое дело, экипажи желтых машин в «ГринКо» называют элитными.

Да, у «ГринКо» машины бывают двух цветов – желтые и синие. Отдает патриотизмом, кхе-кхе. Разница между ними не только визуальная. Желтые машины собирают только твердые отходы. Это неорганический мусор, который выбрасывается в особые контейнеры – контейнеры для твердых бытовых отходов: стекла, пластика и т.п. Раздельный сбор мусора – это (для Украины) прогрессивная технология.

Естественно, работа на желтой машине – благодать по сравнению с работой на синей. Пластик не пахнет, не капает и не вываливается. Особенно разница чувствуется летом, в период овощей, фруктов и высокой температуры. Да и платят на желтых больше – передовые технологии, как-никак. Вот поэтому и берут работать на желтые машины лучших сотрудников из синих. Это такая вот карьерная лестница.

Наша служба и трудна

В целом, рабочий день на машинах «ГринКо» выглядит примерно одинаково для всех (двух) цветов. ЖЭК дает список домов, которые сегодня нужно обслужить, и количество контейнеров в каждом из них. Да, всё верно, может статься, что из нескольких контейнеров под вашим домом опустошат не все. Ведь за каждый контейнер идет отдельная плата, а в ЖЭКе решили, что экономически нецелесообразно вас баловать.

У некоторых экипажей мусороуборочных машин рабочий день, а у некоторых – рабочая ночь. Раньше у всех была рабочая ночь, вот мы и привыкли, что мусорщики шумят по ночам, мешая спать. А год назад водители мусоровозов окончательно устали пробираться сквозь припаркованные буквально везде машины жильцов спальных районов. Устали – это эвфемизм, ну, вы поняли, тут иногда вечером пройти по двору без мата сложно, а уж проехать на огромной машине – это вообще фигура высшего пилотажа, никому не нужная за такую зарплату.

Так что теперь в спальных района мусор стараются вывозить днем, когда все кредитные ланосы стоят на тротуарах под офисами, а в центре – ночью, когда те же машинки стоят на клумбах под окнами счастливых владельцев.

Рабочий день (он же ночь) длится, пока не будут опорожнены все контейнеры из списка. На это обычно уходит часов 8-9, хотя бывают разные ситуации. Например, бойкий жигуленок успеет запереть выезд со двора, и в течение часа водитель мусоровоза будет искать этого умелого автолюбителя.

Зимой все осложняется гололедом и огромными сугробами. А машинки автолюбителей вообще со дворов никуда не деваются, усугубляя ситуацию. Поэтому мусоровоз подъезжает ко двору, видит, что заезда нет, ставит у себя галочку и едет ко следующему двору. А что, зимой все равно ничего не гниет, мусор может лежать неделями, украшая ваш уютный дворик.

Работа состоит из монотонных кусков – заехать во двор, попытаться подъехать к контейнеру (не всегда выходит, иногда ребята руками тащат контейнер метров 200 до машины), опорожнить контейнер в кузов мусоровоза. Выпадающие кулечки, шкурки и т.п. чаще всего не поднимают – это забота дворника и вина самих жильцов, не закрывающих контейнеры. Летом за машиной нередко остается влажный след – все эти вкусные овощи, ягоды и фрукты гниют в контейнере, выделяя жидкость. Эта жидкость – на наших дорогах (в «ГринКо» с этим борются, но подтекания все же бывают). Дальше машине нужно подъехать к следующему контейнеру. Повторить всю рутину. И  снова. И снова. Раз в два-три часа мусор отвозят на мусоросортировочную станцию в Голосеево и на мусоросжигательный завод «Энергия» на Позняках (вопреки общему мнению, на Позняках пахнет не он – пахнет коллекторная станция: канализация со всего Киева идет опять-таки на Позняки). Я побывала на Голосеево, эта мусоросортировочная станция принадлежит самому «ГринКо», логично, что туда меня и повезли.

Отделю зерна от плевел

Приехали на сортировочный завод. Да, это целый завод, уже не станция. Больше ста сотрудников, две сортировочные линии, тонны и тонны мусора. Рядом  с заводом сияет строительная свалка. Нас ее просят не фотографировать - никакого отношения к «ГринКо» она не имеет.  Да, действительно, фон тот еще. По неофициальным сведениям, 7-10% от общей площади Украины - это полигоны. Не военные, а мусорные. Проще говоря – свалки, мусорные ямы и просто захоронения мусора.

На территории сортировочного завода я вижу стены тщательнейшим образом отсортированного цветного пластика. Бутылки разделены на зеленые, голубые, красные и бесцветные. Другой пластик (типа упаковок от чистящих средств) лежит отдельно. Это потрясает воображение.  О, Боже, что они только вытворяют с нашим мусором!

Дальше - больше. Все эти упаковочки от соков, молока. Тетра-пак. Белый отдельно от цветного. То же касается и бумаги.
Я узнаю, что весь мусор сортируется вручную. И без респираторов. Респираторы выдаются, но их почти никто не надевает - запах в сортировочном цеху не выедает глаза.  Сортировочная технология аналогична той, что применяется в Германии и других странах Европы. А именно - ручная.

Ленточная подача, прочая техника - заграничная. Кстати говоря, компания совсем с недавних пор стала выходить «в ноль». Прибыль идет из двух источников. Во-первых, ЖЭКи платят за мусор. Во-вторых, вторсырье продается: использованные бутылки идут на производство новых, из бумаги делается новая и так далее.

Вообще, в идеальном случае весь мусор будет сортироваться – пластик, стекло и тому подобное пойдет на переработку, а органический мусор будет удобрять поля и отапливать дома. Полигоны для захоронения будут не нужны (у меня все еще стоит перед глазами цифра «10» - десять процентов территории страны). Ну а пока что мусор сортируется далеко не весь. Часть отвозится сразу на полигон. Помочь скорейшему приходу идеального случая поможет раздельный сбор мусора.

Вон в Германии есть штук 5 видов контейнеров – органика отдельно, стекло отдельно, пластик отдельно, батарейки и прочая гадость – совсем отдельно.

При таком строгом разделе мусора сортировать его нужно минимально. Ну а пока что у нас сортировать нужно тщательно. Вручную, помните? Из того, что видела - а это: у линейки (1 из 2х рабочих) 6 женщин, 4 мужчины - я делаю выводы. Простые, как грабли, выводы. Женщины работают лучше мужчин, потому что для них это самая обычная работа. Может быть, просто менее приятная, чем другие, работа. Другое дело - мужчины!

Еще бы! Сортировать мусор. Это же сильный пол, не путать со слабым! Не машину водить, не кирпичи класть, а всего лишь сортировать мусор. Выбирать среди грязи нужное (как говорят в «ГринКо», ресурсоценные компоненты). Внешний вид этих мужчин оставляет желать... «ещё по  0,5»? Здесь все понятно. Женщины же напротив  – нормальные женщины за 40, сильные, симпатичные, уверенные в своих силах.

Надо мной гремела стеклянная посуда, громыхал пластик, ловкие ручки рабочих действовали так быстро и аккуратно, что им могли бы позавидовать многие хирурги.

А позавидуете ли вы? Пошли бы вы работать сортировщиком? А грузчиком, который выворачивает контейнеры? Скорее всего, нет. Козырьки, за которыми не видно солнечного света, помешали бы.