Наверное, это строгость, с которой люди относятся к любимому. Я очень люблю Киев, но, строго говоря, не считаю его архитектуру выдающейся. Храмы? Многие нравятся визуально, прочие кажутся излишними и шаблонными. Застройка Подола конца 19-го – начала 20-го веков? Даже 100-летняя выслуга не превращает в шедевры милые, пряничные здания доходных домов. Сталинский ампир Крещатика? Должен поражать масштабом, но я видел Москву. Все вместе они создают образ незаменимого для меня города, но кажутся выдающимися только на фоне полного отсутствия в Киеве современной архитектуры – современной не по году рождения, а по соответствию мировым тенденциям. За последние лет 15 – 20 в Киеве не было построено здание, способное вызвать восторг, и появилось лишь несколько, вызывающих интерес.
В такой ситуации особенно любопытными кажутся результаты ежегодного вручения Государственной премии в области архитектуры. Если мы, прохожие, не видим архитектурных удач, где их находят профессионалы?
В 1992 году премия была выделена из Шевченковской, поскольку входившие в её наградной комитет литераторы, художники и киношники слишком редко, по мнению архитекторов, отмечали их работы. С тех пор определением лауреатов (каждый год традиционно награждают 5 авторских коллективов) занимается комитет, состоящий из 31 архитектора. Проекты подаются на рассмотрение до ноября, их выставляют в помещении Союза архитекторов, назначаются рецензенты и после обсуждения в начале лета следующего года проводится тайное голосование. Чтобы победить, объект должен набрать ¾ голосов присутствующих членов комитета, это непросто.
В этом году на рассмотрение комиссии было подано 18 проектов, из них 3 воплощены в нашем городе, и только авторы одного киевского здания вошли в число лауреатов. Начнем с номинировавшихся, но не победивших.
Киевский государственный академический театр кукол
[Грушевского, 1а]
При советской власти он размещался в здании синагоги Бродского на улице Шота Руставели. В 1995 году его вернули еврейской общине, которая обещала взамен помочь с постройкой нового помещения для театра. Строительство началось в декабре 2004-го, через год кукольный театр был открыт.
сейчас куклы отдыхают, сезон откроется в сентябре
Бизнес-центр «Ренессанс»
[Воровского, 24]
Представляет собой реконструированное здание конца XIX века, построенное в стиле украинского барокко. До последнего времени там размещалась книжная фабрика, теперь – офисы класса «А», ресторан, фитнес-центр и много-много других элементов понта.
внутрь нас даже не пустили
Там-тара-рам. Литавры, вспышки, публика застыла в напряженном ожидании. В этом году единственным киевским объектом, отмеченным Государственной премией в области архитектуры, стал центр семейного досуга «Дивосвіт»[Маршала Малиновского, 24/10].
Первой реакцией на сообщение о победе «Дивосвіта» был смех. Как-то не совмещались в голове слова «государственная премия», детский развлекательный центр, наше личное к нему отношение , Оболонь и вот эти верблюды на крыше. Однако, после некоторых размышлений я почти согласился с решением комитета. Ведь альтернативой «Дивосвіту» была богатая, но неоригинальная реконструкция уже существовавшего дома позапрошлого века и утомившее уже обыгрывание в современных зданиях отживших стилей. Не утверждаю, что «Дивосвіт» прекрасен. Думаю, остальное было хуже. Окончательно меня убедила поездка к развлекательному центру для фотографирования: у него чертовски хорошая облицовка, настоящая психоделия, глаза разбегаются. Конечно, у голосовавших «за» профессионалов были другие аргументы. В интервью «Нашему Киеву» их озвучил заместитель главы Комитета по Государственной премии в области архитектуры Константин Клавдиевич Гладыш :
«Вероятно, решающей стала неординарность архитектурного решения, это нешаблонный проект. Оригинально выполнены интерьеры – мы ведь выезжаем на объекты, все лично смотрим. Так вот там коммуникации не спрятаны, являются элементами декора. Более того, теплопункт и бойлерная находятся за стеклом. Интересно сделано».
В поисках другого мнения «Наш Киев» позвонил пятерым очень известным в профессиональных кругах архитекторам, не входящим в Комитет по премии. Все они, как один, отказались комментировать победу «Дивосвіта». Единственное логичное тому объяснение – нежелание обижать награжденных коллег. Менее дипломатичным и более решительным оказался член Градостроительного совета и совета директоров девелоперской корпорации «XXI век» Андрей Миргородский : "Я считаю, что «Дивоcвіт» не соответствует статусу государственной премии. Его победа говорит лишь о серьезных проблемах в архитектуре Киева, где за год не было создано ни одного интересного актуального объекта. По большому счету, комитету было не из чего выбирать. Но если говорить о номинировавшихся киевских проектах – «Дивоcвіте», офисном центре «Ренессанс», Театре кукол – я бы отдал предпочтение последнему. Он кажется мне социально более важным и более искусным с точки зрения работы архитекторов».
Но, знаете, что хорошо? То, что раньше было совсем плохо. «Наш Киев» перешерстил президентские указы о награждении и представляет вам все киевские объекты, получившие Госпремию, начиная с 2000 года. Прогресс очевиден – хоть перестали экономить на облицовке.
2000 год. Госпремия была вручена за «архитектуру поликлиники на 1000 посещений за смену» по улице Закревского, 81/1…
глубокая-глубокая Троещина
…и за архитектуру жилого комплекса в Бехтеревском переулке, 14.
типа замок над Кудрявским спуском
В2001-м были отмечены авторы здания «Эксимбанка» на улице Горького/Антоновича, 127…
премированный саркофаг
…и создатели жилого дома на улице Кудрявской, 13-19.
тогда это было элитное жилье
В2002-м были отмечены масштабные стройки: Музей народной архитектуры и быта в Пирогово…
как будто всегда здесь стояли | фото: share.blog.net.ua
и учебно-спортивная база «Динамо» на Столичном шоссе, 45. Позднее глава Комитета Государственной премии в области архитектуры Игорь Шпара признал , что эта награда была выдана «под колоссальным внешним давлением».
лучше бы в футбол выигрывали | фото: fcdynamo.kiev.ua
В2003-м году премию заслужили «Комплексная программа гуманизации градостроительной среды жилого района Оболонь» и реконструкция комплекса станций Киев-Пассажирский.
здесь появляются на свет все новые и новые киевляне
В2004-м наградили авторов ныне успешно похеренного Генерального плана Киева до 2020 года и восстановления Успенского собора Киево-Печерской лавры.
как будто и не взрывали
В2005-м году Госпремию получили архитекторы жилого дома на Воровского, 36.
тут обитают американские дипломаты
В 2006 и 2007 были премированы проекты киевских архитекторов, строивших в других городах Украины, и только в 2008 столица снова получила приз – за большущий зал аттракционов, облицованный веселенькой плиткой.
лучшее киевское здание 3-х последних лет