Есть ли жизнь за Ленинградской площадью? Экспедиция на Старую Дарницу

Но об этом немного позже. А что касается достопримечательностей попрозаичней, то это, во-первых, железнодорожная станция. Именно ж/д полотно является границей двух исторических местностей – Старой и Новой Дарницы. Если стоять на трамвайном мосту спиной к центру, то по левую руку окажется Старая, по правую – Новая. На обоих «берегах» расположены пассажирские терминалы, однако на левом – еще и грузовой. Зато на правом строится грандиозное здание вокзала – уж сколько лет строится… Новенький подземный тоннель очень удобно соединяет обе Дарницы, хотя старый пешеходный мост тоже выводил прямо к трамваю.

По следам строительного бума 50-60-х

После практически полного разрушения Старой Дарницы в военные годы, в 50-е годы здесь развернулось грандиозное строительство. Все эти кварталы выглядят сегодня изрядно изношенными и потускневшими. Еще бы: в них уже выросли внуки тех, кто получал ордера. Впрочем, все не так плохо: возвышаются нарядные новостройки на Азербайджанской и других улицах, а в районе улицы Пражской можно увидеть примеры удачной реконструкции: несколько «общаг» превратились в симпатичные апартаменты для молодых семей.

Активно строится сегодня и одноэтажная Старая Дарница. Соседство роскошных коттеджей и мазанок здесь вполне привычно. Единственная для элитных адресов странность – экзотические названия местных улиц: Профсоюзная, Новаторов. Похоже, улица Трактористов звучала в свое время так же продвинуто, как сегодня, скажем, улица Флеш-программистов.

Еще один распространенный в Дарнице тип застройки – «дома пленных». Некоторые жильцы даже помнят строителей в лицо, ведь они надолго остались в Киеве после поражения.
Юрий Васильевич Данильченко, проживающий в «немецком» домике на улице Хорольской, невесел:

- Здесь много людей, а «Здравствуй!» сказать некому. Старая Дарница вроде и преобразуется, но по большей части, в большую помойку. Знаете, а ведь сюда все еще прилетают соловьи. Видимо, по старой памяти. По ночам в мае здесь такие трели!

- А что вы знаете об истории этих домиков?

- Ну немцы строили, старики наши жалели их. Моя мама говорила, что хоть и сами голодали, но старались какую-то картофелину дать, кусок хлеба. Потому что мальчишки ж совсем были... А молодежь была безжалостна к немцам. Ясное дело – захватчики.

- И как живется в немецком домике?

- Живется хорошо. У нас стены 97 см. Я часа четыре пробивал дырку под вытяжку...

Кроме домов пленных, Старая Дарница сохранила еще одно напоминание о войне – малоизвестный в Киеве памятник воинам-танкистам. В отличие от шулявского, этот – только с танковой башней. Стоит на территории 42-й школы, на той же улице Хорольской и официально посвящается «8-му Гвардейскому танковому корпусу и 1-й армии Войска Польского». Эй, следопыты! А ведь в Киеве есть еще кому рассказать о тех событиях...

Дарницкий массив. Красивое название, а главное – редкое 

Ныне Старая Дарница оказалась в Днепровском районе столицы, и это при наличии района Дарницкого. Такие вот административно-территориальные алогизмы.

На старых городских картах Дарницкий массив значится как промзона Старой Дарницы и располагается через дорогу от основной ее части, точнее – «через трамвай». Территория между проспектом Воссоединения, Харьковским шоссе и двумя ж/д полотнами и есть современный Дарницкий массив. Раньше его называли «Вулкан», а до того – просто «Резинка».

Промышленность по-тихоньку оставляет Дарницу – «Дарницу-ударницу». Вот и огромное предприятие – Завод «Вулкан», выпускавший подошвы для обуви, прекратил свое существование. Как банкротили предприятие, которое перед своим закрытием «случайно» переименовалось в «Вулкан-Правекс» - вопрос уже бессмысленный. Вспомним лишь, что именно в его помещениях работала легендарная благотворительная «столовка Черновецкого». Не зря газеты писали, что в Дарнице не уничтожат промышленность, а «избавят от нее». А из промышленных старейшин пока работают «Вторчермет» и фанерный завод, остальные территории плотно обсижены фирмами и фирмочками. Ну а на месте «Вулкана» вырос яркий жилищный комплекс. Жаль, что эту красоту не видно с дороги. Радужный городок - уютный и сказочный, однако его жители не охотно пускают на свои детские площадки чужаков-аборигенов из окрестных домов. Интересно, как новоселы мирятся с названием своей улицы – Регенераторная?

Ленинградская площадь без «Гудзиків» и прочие достопримечательности

Известное учреждение Старой Дарницы – Научно-исследовательский институт высокомолекулярных соединений

НАН Украины на Харьковском шоссе. Он работает с 1958 года. На крыше еще до-о-олго висела надпись «Науку – производству!».

К сожалению, не известна история двух одноэтажных домиков по соседству. «Гастрономчик» и «Автосалон» - день сегодняшний, но старожилы называли угловой домик не иначе как «Парасчина хата». Почему? Говорят, ехал как-то в 50-е годы автобус поХарьковскому шоссе, а одна баба возьми и спроси у водителя: «А что это возводят такое красивое?» «Параска строится», - отшутился водитель, знавший своих пассажиров в лицо. Такая вот чисто дарницкая история.

В глубине массива имеется еще несколько необычных домов. В «викимапии» они отмечены как экспериментальные. На первый взгляд - «хрущевки хрущевками». Но только - на перый. Например, те, что на ул. Мартовской (Березневій), очень уж напоминают советские санаторные корпуса. Ну где еще увидишь «хрущевки» с лоджиями? Вторая разновидность «других хрущевок» – на ул. Я.Гашека. Кстати, об улице Гашека. Здесь, под вышками ЛЭП, витает какой-то парижский дух: выгуливать собак на просторах между мини-«эйфелевыми» башнями очень комфортно. Вот так, благодаря электровышкам хоть где-то сохранено жизненное пространство.

Проспект Воссоединения. Дарницкая его сторона славилась когда-то целым рядом любимых киевлянами магазинов: ликеро-водочным, комиссионным, мебельным, книжным. Мебельный отчасти сохранился, в алкогольных лавках нужды сегодня не ощущается, но то, что огромный книжный магазин стал в независимой Украине «Покер-клубом» и «Бильярдной» - факт, не нуждающийся в комментариях. И «Военторг» рядом примостился, даже музей военной техники через дорогу обустроил. Но ступать сюда – ни-ни: частная территория! Смотреть с остановки – это пожалуйста.

Еще один брендовый магазин на Ленинградской площади исчез относительно недавно – «Гудзики». Это был символ, ориентир. По привычке, в маршрутке до сих пор просят остановить «возле «Гудзиків».

Но главная потеря проспекта Воссоединения и всей Дарницы – трамвай: линия с моста Патона. Киев борется с электротранспортом весьма успешно. А хорошему архитектору у нас, как известно, всегда мешает парк и трамвай.

В Париже, в Праге, в Москве и... в Старой Дарнице

На повороте с Харьковского шоссе на Фанерную, за бетонным забором, спрятался домик с куполом – бывшая насосная станция. Это музей, каковых в Европе всего четыре: в Париже, в Праге, в Москве и в Киеве. Музей истории канализации уникален тем, что он действительно интересен! В первую очередь тем, что развеивает главные мифы: что канализация – это нудные серые трубы, что обслуживание этой пикантной сферы жизнедеятельности человека – скучно и второстепенно. Ведь историю можно изучать не только по документам, но и по предметам быта. И даже - по канализации. Здесь территория Водоканала, во дворе располагается габаритная экспозиция – та, которую можно потрогать, в которую можно позаглядывать. Оказывается, форма среза канализационного коллектора остается такой же, как и век назад: она оптимальна.

Коллекция музея напоминает нам о городском укладе доканализационного периода: кареты золотаря, стирки в водоемах. Представлен и документ из новой жизни: медицинское заключение столетней давности о резком улучшении санитарной обстановки в городе в связи с проведением канализации.

Сегодня канализация – это колоссальное хозяйство с фундаментальной подземной сетью: фактически второе метро. В этом музее бережно хранятся оригинальные изобретения (в том числе и исключительно киевские) – гениальные по простоте решения, стоящие внимания не только канала «Дискавери», а и мировой науки. Экспозиция, безусловно, заинтересует не только технаря, а и распоследнего лирика – всякого человека, не разучившегося удивляться. Музей открылся к столетию киевской канализации, недавно его вновь презентовали после ремонта. То, что Киевводоканал создал ведомственный музей – результат неравнодушия не только профессионального, а и человеческого – к своему ремеслу. Между прочим – неплохая профориентация среди школьников, а то уже полстраны стоит за прилавками.

Рядом с музеем, между ул. Фанерной и железной дорогой, находится еще один раритет, природный. Отравленные стоки производств оказались не такими вредными для этого стремительного потока, как современная застройка. Легендарная речка Дарница, практически вся закованная под землю, выныривает на поверхность именно здесь.

«Замуровали!». Какие они - подземные реки Киева

Как видим, туристических троп в Старой Дарнице немало: и для активных киевлян, и главным образом, для тех рафинированных, чья любовь к городу не распространяется за пределы Печерска. Ведь если Киев снискал себе славу села, устремленного ввысь, то Старая Дарница в этом смысле все еще остается городом. Старая, добрая Дарница.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Всюду жизнь!»: экспедиция на ДВРЗ

Островная цивилизация: экспедиция на Рыбальский остров

Кто в тереме живет? Экспедиция на Теремки

Киевское поднебесье: экспедиция на Приорку

Южный берег Киева: экспедиция на Корчеватое

Ма-а-аленький такой ядерный реактор: секретные объекты Киева