С момента открытия количество увидевших «Реквием» перевалило за 150 тысяч.
В пятницу вечером у входа почти не наблюдалось очереди, разве что несколько людей. Ожидали не дольше пяти минут. Посетители выходили со странными лицами, с загадочными полуулыбками, как будто увидели что-то, чему сложно подобрать название. Тем интереснее было подняться наверх. На экскурсию можно попасть, подойдся в 14:00, в 17:00 или в 19:00 на 2-й этаж, к стойке ресепшн. А можно заказать персональную прогулку с гидом на любое время с 12 до 21 часа, но стоить это будет 175 грн.
На этот раз послушать рассказ о творчестве Дэмиэна Хёрста собралось человек двадцать.
— Сегодня ещё мало людей, — заметила экскурсовод Анна.
— Мало? А сколько же обычно бывает? — поинтересовалась я.
— Ну человек 45-50.
Всего на «просвещение народа» руководством Арт-Центра и лично Хёрстом было отобрано 18 гидов. Каждый свободно изъясняется на одном иностранном языке как минимум. Кстати, этим летом на втором этаже открыт Информационный центр: к услугам посетителей 8 компьютеров и видеоэкран, можно самостоятельно получить информацию, изучить интервью, посмотреть фото разных периодов жизни и творчества и 20-минутный фильм на английском с украинскими субтитрами (его также крутят на 6-м этаже, в зале video-lounge), где художник рассказывает о своих творениях и где показаны рабочие моменты подготовки к выставке и интервью с его коллегами.
Длится экскурсия по двум этажам обычно часа полтора или чуть больше. Без комментариев гида порой было бы сложно разобраться, что хотел сказать автор с помощью той или иной инсталляции, поэтому если вы ещё не ходили на Хёрста, то советую ориентироваться на указанное время.
Да и любопытные факты узнаются в процессе. К примеру, в первом же зале посетителей ожидает лёгкий (а кого и тяжелый) шок: в металлическом боксе, разделённом на две части, лежит отрубленная голова коровы (искусственная), из-под которой растекается кровь (на самом деле, окрашенный сахарный сироп), и тут же в другой части бокса из личинок вылупляются мухи, у которых два пути: быть уничтоженными «электрической убийцей» для мух или же насладиться лакомством. Всё это называется: «1000 лет», т.е. этакий круговорот вещей и жизней в природе. Надо сказать, что запах вблизи «тысячелетья» стоит специфический. Причём некоторые мухи, по словам экскурсовода, вылетают из бокса, и приходится отмахиваться от них уже в зале.
А вот туша выпотрошенной, подвешенной к потолку коровы, из которой на пол вываливаются внутренности вперемешку с денежными купюрами («Обещание денег») — уже вполне настоящая. Правда, кишки пластиковые, а внутри коровы — жидкий силикон, но «шкура» натуральная. Таким образом проводятся параллели с войной в Ираке, поднимаются религиозные мотивы на тему Иуды и 30 серебреников и т.д.
«Искусство — это мир, в котором мы живём, искусство — это мы сегодняшние. Но в некотором смысле, ты создаёшь искусство для тех людей, которые ещё должны родиться. И ты должен постоянно искать универсальные «пусковые механизмы», которые заставят людей осознать что-то, что они не понимают из философии или религии — те вещи, которые помогает понять искусство,» — это слова самого Хёрста. И «пусковые механизмы» у него те ещё. Впрочем, гид уверяет, что ни одно животное из тех, что фигурируют в экспозиции (а их хватает: пони и овечки в формалине, скелеты самых разных зверюшек, рыб и птиц) не было убито специально для выставки. Ну разве что на отлов здоровенных акул был дан заказ рыболовецким судам Австралии: мол, если вдруг выловите, помимо всего прочего, рыбку таких-то параметров, то пересылайте её в Англию. И ещё на фермах и у частных коллекционеров закупались сотни бабочек, из крыльев которых затем были созданы огромные витражи под названием «Царство небесное» — во всю стену. Потрясающе зрелище, надо сказать, дух перехватывает.
Да и вообще многое тут было сделано специально для. Экскурсовод вспоминала, к примеру, как готовили к экспозиции стенд «Три волшебных таблетки», где за стеклом на узких полках сотни раз повторена комбинация из 3 таблеток, необходимых больному СПИДом. Перевозились все лекарства по отдельности, и потом в течение полутора месяцев(!) 15 человек с помощью отвесов, с пинцетами, под шаблоны выкладывали пилюли на равном расстоянии, в строжайшем соответствии и симметрии. По мнению Хёрста, у всех людей трепетное отношение к медицине, но он хотел бы, чтобы к его искусству относились не менее трепетно, чтобы приходили на выставку с такой же верой, как за исцелением к знающему врачу. Или с верой, как в храм.
В штате художника 5 мастерских и 120 человек, среди которых не только представители искусства, но и инженеры, химики, учёные, они помогают воплощать самые безумные замыслы в жизнь, они заставляют танцевать шар в воздушном потоке над десятком лезвий так, чтобы он всё время находился в воздухе и не падал вниз, не находясь ни в одной из плоскостей («История воли»). Чтобы рассчитать все механизмы для этой инсталляции, понадобилось несколько лет. А означает она следующее: никто ни от чего не застрахован, смерть может прийти в любой момент, и не стоит бояться её.
На экскурсии вам расскажут, что такое spot-paintings, spin-paintings, fact-paintings, стиль ready-made и многие другие познавательные вещи. А в завершение заведут во внутренний дворик, посмотреть на 6-метровую бронзовую статую под названием «Храм», окрашенную краской и напоминающую модели из кабинета биологии, и в отдельный зал, где выставлены те самые пойманные австралийскими моряками акулы в формалине («Ожидание смерти» и «Объяснение смерти»).
Напоследок я обратилась к посетителям с вопросом, как им экспозиция. Потому что во время прогулки реакция у всех была разная: кто-то хихикал, кто-то ахал и прикрывал лицо рукой, кто-то активно переговаривался… По мнению журналиста Марии Комиссаровой, это лучшая выставка из всех, которые вообще проводились в центре Киева:
— Она ценна своей целостностью, эволюцией работ, стилей и идей. Она вдохновляет. Было очень интересно пройти по залам вместе с гидом, а потом еще посмотреть видео на 6 этаже, где Хёрст рассказывает о своих работах и философии. Он талантливый автор и талантливый менеджер. Особенно меня пленили витражи, это безумно красиво.
Молодая семейная пара, художники Юлия и Иван Сулимы, тоже остались довольны.
— Хотя я немного против использования таких экспонатов, как повешенная корова и отрезанная коровья голова, да и запах возле них был специфический, — делится впечатлениями Юля. — Но в целом очень познавательно. Как в зоологическом музее, только интереснее. Понравились экспонаты рыб и скелетов рыб. Даже не думала что они такие разные внутри! Интересно представлены и очень красиво оформлены. Еще впечатлили огромные панно с бабочками, особенно теми, которые издалека смотрятся, как витраж. Интересно воспринимается идея с шаром, парящим над ножами. Все имеет смысл. Выставка очень современная.
— Приятно, что автор вместо эпатажа и показухи, чем страдают большинство современных художников, подымает вечные вопросы, которые волнуют каждого человека: вера, смерть, будущее Земли, — размышляет Иван. — Понравилась работа с парящим шаром над острыми ножами, аж мурашки по коже прошли! А вообще, выставку лучше смотреть с экскурсоводом, чтобы объяснил идеи всех работ.
Дизайнер Юрий Комаров, напротив, считает, что эпатажа было предостаточно:
— Первое впечатление после посещения выставки Демиена Хёрста я бы назвал «вау-эффектом». Чувствуется склонность автора к эпатажу и коммерческий подход к искусству — публику нужно чем-то удивить и заставить говорить о выставке. Даже несмотря на то, что многие из представленных работ уже широко известны публике и успели нашуметь в тематических СМИ, «Реквием» вживую произвел сильное впечатление. Очень профессиональная подача, широкий эмоциональный диапазон и местами незаурядное чувство юмора автора — это то, ради чего на выставку можно вернуться еще раз.