Сколько аварий произошло на киевских дорогах, где и когда чаще случались ДТП и как можно снизить аварийность ― НашКиев.UA подвел итоги 2019 года и сравнил их с результатами последних 10 лет.
Аварийность в 2019 году
По данным Управления патрульной полиции города Киева, в 2019 году на столичных дорогах произошло 40 898 ДТП. В них погибли 138 человек, еще 2657 получили травмы.
По сравнению с 2018-м, статистика аварийности пусть и не активно, но все же пошла вверх. Количество ДТП в Киеве выросло почти на 8%, число пострадавших в авариях ― чуть больше, чем на 4%. Несмотря на увеличение количества аварий, погибло в них меньше людей: 140 в 2018-м против 138 в 2019-м.
Среди основных причин ДТП в Управлении патрульной полиции города Киева называют несоблюдение дистанции между транспортными средствами и нарушение правил проезда перекрестков. Что касается видов аварий, здесь в лидерах столкновения транспортных средств и наезды на стоящий автомобиль ― 30 620 и 6 551 случаев соответственно.
Самым аварийным днем 2019 года в Киеве стала пятница, пик ДТП пришелся на 18 часов этого дня. А вот нетрезвых водителей чаще всего задерживали в пятницу и субботу с 23 часов вечера до 2 часов ночи. Большинство из них патрульные выявили во время остановки за другие нарушения, около 15% ― благодаря звонкам неравнодушных киевлян на номер 102.
«Счастливый» район
В лидерах по количеству ДТП ― Голосеевский район. Там в прошлом году случилось 6 099 ДТП с 395 травмированными и 27 погибшими. На втором месте по числу аварий ― Шевченковский район: 5 264 дорожно-транспортное происшествие, в которых 321 человек получил травмы и семь погибли. На третьем месте с небольшим отрывом идет Святошинский район: 4 544 ДТП, 311 травм и 24 погибших.
Статистику аварийных улиц в Управлении патрульной полиции города Киева не ведут ― данные сейчас фиксируют в целом по районам.
«Когда были районные ГАИ, они анализировали информацию о ДТП по своим районам в разрезе улиц и перекрестков. Но сейчас есть общая картина по городу и районам. Мы для себя определяем десяток улиц, где чаще всего происходят аварии, но это больше внутренняя статистика. Нет нормативных документов, где объясняли бы понятие «наиболее аварийная улица». На трассах можно определить, если на участке дороги за год случилось три ДТП с пострадавшими либо за три года пять ДТП. Для городских дорог таких критериев нет», ― комментирует Анатолий Пересадов, начальник отдела ДТП Управления патрульной полиции города Киева.
Ситуация за десять лет
С 2015 года за соблюдением правил на столичных дорогах следит Департамент патрульной полиции. Эта структура пришла на смену Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Украины. Вслед за структурными изменениями последовали изменения в ситуации с ДТП в столице.
С 2009-го по 2015-й год аварийная статистика в Киеве, за исключением 2014 года, уменьшалась. С появлением полиции цифры стали «прыгать».
В патрульной полиции заверяют: на уровень аварийности влияет количество автомобилей, которых в Киеве с каждым годом становится все больше. Согласно статистике, которую НашКиев.UA предоставили в Региональном сервисном центре МВД в г. Киеве, автомобилей действительно с каждым годом регистрируют больше. Например, в 2013-м, еще до начала боевых действий на востоке Украины, в Киеве было оформлено 40 752 машин, в 2019-м ― уже 74 177 авто.
«Количество машин за последние годы в разы увеличилось, раньше не было столько пробок. С началом военного конфликта в стране добавились машины с востока Украины и Крыма. Авто зарегистрированы там, а ездят они в Киеве. А чем больше участников дорожного движения, тем больше ДТП. Ситуация показывает, что полицейские работают хорошо: ведь при большем количестве транспорта статистика ДТП остается на прежнем уровне», ― комментирует Анатолий Пересадов.
В среднем, каждый год в столице фиксируют почти 42 тысячи ДТП. В разрезе десяти лет больше всего аварий произошло в 2009 году ― 62 173, наименьшее число аварий зафиксировали в 2018-м ― 38 236.
«На безопасность дорожного движения влияет и инфраструктура. В городах должны делать все, чтобы уменьшать скорость движения. Это могут быть как точечные изменения ― поднятые пешеходные переходы, островки безопасности, кольцевые перекрестки, сужение полос, так и глобальные перепланировки улиц. Недостаточно просто построить ровную дорогу. Она прежде всего должна быть безопасной и не подталкивать к быстрой езде, особенно в населенных пунктах. Должна работать автоматическая система фото- и видеофиксации. Опыт Польши показывает, что в первый год запуска такой системы смертность на дорогах снизилась на 20%», ― отмечает Олеся Холопик, координатор кампании «За безопасные дороги».
Как уменьшить статистику ДТП
27 января состоялась презентация планов работы Укравтодора на 2020 год. На текущий год украинское правительство поставило цель уменьшить аварийность и смертность на дорогах Украины на 30%. А через год вообще достичь уровня государства со «стратегией нулевой смертности». Для этого уже в марте должно начаться «большое строительство» минимум 4 тысяч безопасных дорог.
Но, считает Олеся Холопик, помимо этого, нужно влиять на сознательность водителей. Например, проводить информационные кампании, акцентируя внимание на последствиях. И обязательно пересмотреть суммы штрафов с учетом возможных последствий от нарушений правил дорожного движения. Так, сегодня сумма штрафа за превышение скорости на 20 км/ч составляет 225 грн, при превышении на 50 км/ч ― 510 гривен. К слову, именно превышение безопасной скорости становится одной из самых частых причин ДТП не только в Киеве, но и в Украине, в целом.
Сейчас в ВРУ зарегистрированы два законопроекта (№2695 и №2696), предлагающие увеличить штрафы за нарушения правил дорожного движения. Например, повысить суммы взысканий за непристегнутые ремни безопасности ― с 51 до 510 гривен.
«К сожалению, на сегодня в Украине не более четверти водителей пользуются ремнями безопасности, статистика среди пассажиров еще меньше. В Киеве пристегивается только 51% водителей. Столица в этом плане в лидерах, согласно нашим исследованиям, ― рассказывает Олеся Холопик, ― Также каждый пятый водитель пользуется телефоном за рулем. Учитывая, что штраф за это нарушение составляет 425 гривен, каждый месяц в бюджет могли бы перечислять несколько сотен миллионов гривен, если бы к ответственности привлекали всех».
Активисты из Центра демократии и верховенства права вместе с другими общественными организациями издали манифест за «Безопасные дороги». В нем изложили направления, над которыми, на их взгляд, стоит поработать для увеличения безопасности на дорогах. В частности, в манифесте просят внедрить новые стандарты сбора данных по смертности и количеству аварий на дорогах, чтобы в будущем можно было устранить проблемные участки.
Подписанты манифеста предлагают создать Агентство по безопасности дорожного движения. Этот орган мог бы наладить сбор статистических данных о ДТП по единой методологии, разрабатывать планы обеспечения безопасности пешеходных переходов. Все это, по мнению активистов, обратит внимание власти и общества на ситуацию с высоким уровнем смертности и травматизма на дорогах.
Отметим, что начинается манифест с печальных цифр: ежегодно в ДТП в Украине погибает 3,5 тысячи человек, еще 30 тысяч получают травмы. Не становитесь частью аварийной статистики.
Читайте также: «Сколько стоит скорая помощь в Киеве»