И дело даже не в том, что вывести «средние» цифры по всем статьям свадебных расходов проблематично. А в том, что по каждой из этих статей есть столько важных нюансов, влияющих как на качество услуг, так и на их стоимость, что разобраться в этом всем самостоятельно может оказаться просто не под силу. Приведем такой пример: свадебный фотограф. Минимальная сумма, которую придется потратить на него, как мы выяснили - от 1500 грн до бесконечности. Но! Величина гонорара вовсе не обязательно будет пропорциональна качеству получившихся фотографий. Точнее даже так: фотографии могут быть сколько угодно качественными и даже претендовать на статус произведения высокого искусства — но при этом не соответствовать желаниям новобрачных и их само- и мироощущению. Просто штука в том, что многие классные фотографы в какой-то момент заболевают манией величия со всеми вытекающими, в т.ч. глухостью к пожеланиям жениха и невесты - то есть, синдромом «я так вижу». Кроме того, некоторые профессиональные фотографы настолько сильно «заточены» на качественный результат, что перестают видеть все, что происходит вне объектива их камер: с женихом и невестой ведут себя жестко, не входя в их положение, не обращают внимания на своих «коллег» с видеокамерой (из-за чего на отснятом видео в самый трогательный момент может появиться задница раскоряченного «папарацци», ловящего нужный ему кадр), а иногда и вообще «наламывают» своими командами и требованиями весь свадебный сценарий. Соответственно, такие же точно приколы бывают и с видеооператорами (их гонорары колеблются не в таком широком диапазоне, как у фотографов, а стартуют примерно с тех же 1500 грн за 6-7 часов съемки и монтаж).
Свои заморочки с ведущими свадебных мероприятий. Само собой, уровень и цены здесь варьируются еще сильнее - от «а дядя Коля хорошо рассказывает анекдоты - пусть он и ведет!» и «профессионалов» уровня «трэш» (гонорар - 1000 грн) - до звезд любой степени яркости: скажем, актуальные московские юмористы (Петросяна не предлагать!) могут стоить в районе 50 тыс. евро. Но! Дело даже не в этом, а в том, что один и тот же артист может запросить разные деньги в зависимости от того, «кто спрашивает»: люди с наработанной базой контактов и прямым выходом на нужного артиста могут договориться с ним за сумму, заметно меньшую той, которую он заявляет для «внешних».
Множество заковык есть и при выборе парикмахера, визажиста, модельера, флористов, зала для свадебного ужина и т. п. - этих нюансов так много, что их просто нет смысла перечислять. А если хочется какого-то оригинального формата - например, костюмированную свадьбу или выездную церемонию в каком-нибудь нестандартном месте? Тогда совсем ой-ой-ой - с чего начинать, совершенно непонятно.
Ага, так и что же делать? Вот здесь обратимся к одному из первых наших материалов на свадебную тему - разговор с профессионалом в этой сфере, Константином Щербанюком из свадебного агентства Universal Advertising Group. Тогда главный вопрос в нашей беседе стоял так: как лучше поступить - а) подготовиться и организовать свадьбу самостоятельно или б) все же стоит переложить это на плечи свадебного агентства? Сейчас, после того, как мы более-менее трезво оценили объем работы, который нужно проделать для толковой организации яркой, оригинальной свадьбы, мы все больше склоняемся к пункту б).
Аргументы просты:
- Агентство гораздо оперативнее найдет всех нужных вам «сторонних» участников подготовки к свадьбе, начиная с фотографов и музыкантов и заканчивая флористами — просто потому, что у агентства есть внушительная база наработанных контактов. А благодаря опыту работы и общения с ними агентство может гарантировать, что это - не только профессионалы в своем деле, но и просто адекватные люди.
- Услуги таких «сторонних» профессионалов в случае обращения к ним через агентство могут стоить заметно дешевле, потому что многие из них предоставляют агентствам «оптовые» скидки на стоимость своих услуг.
- Само агентство за свои услуги берет в среднем около 10% от общей «стоимости» свадьбы - деньги не настолько значительные, чтобы отказаться от этих услуг и повесить всю организацию себе же на шею. Опять же, в реальности сумма может оказаться и меньше, если учитывать тот факт, кто «сторонние» услуги при обращении через агентство могут стоить дешевле, чем для простых заказчиков. Выходит по принципу «здесь тратим, зато здесь - экономим».
- Профессиональные организаторы торжеств - также и лучшие консультанты. Как раз после общения с представителем свадебного агентства только и может «нарисоваться» настоящая смета, в которую потом можно будет реально уложиться, не боясь появления непредвиденных расходов. Профессионал также может дать толковый совет по поводу того, где можно сэкономить, а на чем экономить неразумно.
В общем, нам кажется, что гораздо разумнее в таком сложном деле, как бракосочетание, переложить всю связанную с ней «прозу» на надежные плечи профессиональных организаторов, оставив себе только «поэзию» - именно то, что и делает свадьбу таким важным и незабываемым событием в жизни каждого человека. Когда «придет время», не забудьте этот наш совет!