скульптор Константин Скретуцкий
Итак, художник-скульптор Константин Скретуцкий, создает скульптуры из мертвых деревьев. Еще раньше «Наш Киев» показывал в числе деревянных скульптур и его творения, ничего не зная об авторе. Сегодня мы с корнем искореняем несправедливость, и даем слово творцу деревянных чудес. «Наш Киев» представляет: автор и создатель ослика в Рыльском переулке, балерины на углу Стретенской-Стрелецкого, Буратино на ул. О. Гончара, липового кота на Золотых воротах и многих других.
{google}
- Как появилась идея украшать город, реанимируя старые деревья?
Есть такой известный ученый и меценат - Владимир Васильевич Колинько.
[if gte mso 9]>
{PSИменно он придумал давать вторую жизнь деревьям, которые уже умерли, но выкорчевать их нельзя (от авт: большая корневая система, если ее выкорчевать, то останутся ямы на несколько метров). Там или пенек остается, или наша скульптура. Сами решите, что лучше. Чтобы не было недомолвок: за работу мне платят, дают материалы и полную творческую свободу.
- Какая была ваша первая деревянная скульптура?
Первые скульптуры проекта, он называется, кстати, «Гуманізація простору», были в сквере Чкалова. Я сделал крокодила, там больше ничего и не получалось: вот глаз, пасть, я только подправил и приделал крылышки. Мой друг вырезал Мавку. Там и дерево было неудачное, гнилое, но результат просто ошеломляющий.
- То есть, никакого особого смысла вы в крокодила не вкладывали?
Ну да, вот в этом дереве я увидел только крокодила, он и появился.
выросла из спички
- А вы знаете, что на одной из городских экскурсий рассказывают, что он установлен напротив здания МЧС, как намек. Была такая история, когда они полгода искали сбежавшего крокодила Годзи. Вот, в честь этого события и возвели крокодила с крылышками. Знаете?
Ого! Вот видите, люди уже придумывают легенды. Получается, что мои скульптуры живут, вызывают эмоции, нравятся. Вначале, я на месте балерины сделал памятник спичке. Там такое удачное дерево: ровное, тонкое, прямое. Я заказал из керамики головку, сам ствол обрезал пилой. Спичка и спичка. Буквально через пару дней на ней появилось объявление примерно такого содержания: «Пожалуйста, сделайте здесь балерину. Рядом живет заслуженная балерина, ей будет очень приятно. Спасибо». Такую просьбу проигнорировать нельзя, ну, вот и получилась вместо спички балерина.
- Сколько времени занимает создание одной скульптуры? Какие бывают сложности?
Раньше все делали на месте в любую погоду, люди реагировали не всегда хорошо. Еще на старте проекта был случай. Мы работаем, а жильцы недовольны: перерезали электропровод, один ударил меня по лицу. Да что там говорить? В милицию забирали, потому что не было разрешений. А где их взять? Мы-то легально работаем, по контракту с «Зеленгорстроем». Именно они дают нам деревья для работы, но вот с документами и разрешениями первое время была напряженка. Никто толком не знал, какие документы и как оформлять. Все только благодарны за нашу работу. Сейчас я делаю скульптуры в студии или на даче, а потом устанавливаю. В среднем, работа занимает от двух недель до полутора месяцев.
{google}
- Известность на вас свалилась неожиданно, когда вы установили памятник культовому «Ежику в тумане»?
Я его делал очень долго, то есть туловище, мордочку и мешочек вырезал за пару дней, дольше всего иголки делали. Мне все друзья помогали. Нет такого человека в моем окружении, который бы не сделал хотя бы парочку колючек. Ну вот, установили мы его 15 декабря и все, я работаю уже над другой скульптурой. Пресса заметила его только 10 января. За этот день были десятки интервью со всех телеканалов, из всех газет. Смотрю, ему уже денежки бросают, в иголках конфетки, у ног цветочки – значит, нравится людям. Опять о легендах, в интернете прочитал, что его прозвали «Ющенко». А на самом деле, идея у меня была совсем другая. Дело в том, что по замыслу он смотрит на памятник Героям-защитникам границ Украины. И вот, я так придумал, что это его лошадка в тумане. То есть, «Ежика» можно рассматривать и как самостоятельную скульптуру, и как приложение к этому ужасу в седле.
хвост терять не собирается
- Наверное, не очень приятная тема, но все же: были ли случаи вандализма?
В Академии, где я учился, есть такая традиция: работы скульпторов выставлять в коридор. Если работа хорошая, ее никто не тронет, может стоять и полгода. Если плохая, то могут и поцарапать, нос поджечь, даже разбить «случайно». Такая народная проверка. За все два года было всего два случая. Буратино отломали руку, видно, очень активно «здоровались». У балерины на ноге был отпечаток ботинка. Причем, она высоко, так не дотянешься, это какой-то каратист, видимо, «с ноги» проверял на прочность. Она выстояла, я все затер, но до сих пор в голове не укладывается – как можно ударить девушку? Пусть это и скульптура. Больше такого, Слава Богу, не было. Это говорит о том, что работы мои хорошие и людям нравятся.
- Какая ваша самая любимая работа?
Колокольное дерево на Пейзажной аллее. Вначале планировалось использовать дерево, прямо у стен Софии, но его срубили под корень, когда все уже было готово. Поэтому колокольчики прикрепили на двух деревьях Пейзажной аллеи. Они такие гармоничные, будто именно там и выросли. Мне очень нравится. Еще странно, мы, когда их оформляли, то с балкона к нам обратилась женщина, в возрасте уже, и спросила: «Вы что по ним стрелять будете?» Вот откуда у нее это в голове? Мне такое в страшном сне не могло присниться.
Вот такие интересные люди живут и украшают «Наш Киев», ведь, даже в старом дереве можно увидеть крокодила-ангела или сделать подарок всей улице, установив на ней хрупкую балерину.