О том, зачем пришлось искать альтернативу обычной школе
Решение не отдавать ребенка в общеобразовательную школу созрело в каждой семье исходя из разных предпосылок: эстетических (постсоветский дух еще не выветрился из многих школьных коридоров), низкого качества образования, негативного собственного опыта школы или вообще из необъяснимого чувства, что нечто в общеобразовательной школе уже не работает, из чего вытаекает вопрос: а нужно ли этому посвящать так много лет жизни ребенка?
Недавно в Сети проскочил пост: «Уважайте своих родителей – они окончили школу без гугла и википедии». Хорошая шутка, отражающая, тем не менее, мировой кризис в сфере образования. Ведь в области информационных технологий произошли большие изменения, а система образования осталась прежней. В быстро меняющемся мире нередки ситуации, когда студент не успевает окончить ВУЗ, как потребность в его специальности отпадает. Или, скажем, что делать со все увеличивающимся количеством информации? Нужно ли ее усваивать и в каком объеме? Общеобразовательная школа идет по пути увеличения количества предметов и объема информации, которую вбивают в детские головы, не всегда помогая создавать целостную картину мира.
Гораздо разумнее (да и здоровее) было бы развивать живое, творческое мышление, умение ориентироваться в информации, выделять главное, последовательно и глубоко (если нужно) осваивать новые области знаний…. Короче, учиться учиться. И с этим согласны уже вроде бы все, это даже задекларировано в министерских учебных программах. Однако, как этот принцип воплотить в существующем формате школы, не совсем ясно. А, если вдуматься, вряд ли возможно.
Поэтому появление все новых альтернативных школ (начиная от почти легализированных Вальдорфских, школ, работающих по методике Монтессори и заканчивая небольшими семейными) вполне закономерен.
Что касается опыта именно БеркоШколы, нужно признаться, что на данном этапе развития определенной выкристаллизованной методологии в проведении занятий нет – есть некоторые «негласные принципы», которые, возможно, в свое время принесут хорошие плоды.
О принципах БеркоШко
- Один из принципов можно объяснить с помощью такой цитаты: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я вспомню, дай мне возможность сделать – и я пойму» (Конфуций). Чтобы научить ребенка мыслить, сперва надо предоставить ему возможность пережить богатство опыта, практической деятельности (конечно же, направляемой учителем). Взвешивать камушки на весах, чтобы понять, что такое «равно» в математике, лепить рельеф земли из глины, смешивать краски на листе, чтобы выяснить, как получаются смешанные цвета, а не запомнить это из определения (наоборот, определения выводить из собственного понимания сути вещей).
Смотреть, как проходят занятия в БеркоШколе
- «Энтузиазм учителя – заразителен». Дети прекрасно чувствуют, увлечен ли человек, стоящий перед ними, тем, о чем он говорит, или нет. Отсутствие педагогического образования у преподавателя вполне может быть возмещено тем, что он, выбрав себе предмет (направление) по душе, готов развивать себя настолько, что его будут с интересом слушать дети.
- Как можно больше включать в процесс обучения навыки, побуждающие к творчеству – рисование, лепку, рукоделие, театр, стихосложение, изготовление книги (Берковецкая Азбука) и многое другое.
- Поиск «нешкольного» формата – что если отказаться от урочной системы, попробовать выстраивать учебный процесс исходя из интереса и готовности детей погружаться в определенную тему? Сюда можно отнести также попытки сгладить резкий водораздел между «официальными» предметами: изучать историю через биографию своих родственников (родовід), через литературу (в том числе детскую) и искусство, изучать животных через рисование, английский через подвижные игры и т.д.
- Жизнь как обучение и обучение как жизнь. На самом деле учиться можно и нужно не только в школе и не только за партой. Готовить булочки, садить петрушку, варить яблочное повидло на зиму, наблюдать за дикими зверями в заповеднике, одевать младших братьев, обсуждать с близкими очень животрепещущий вопрос, когда едешь в автобусе. Тут надо сделать волевое усилие и остановиться, так как разнообразие моментов неисчислимо и любой из них может быть обучающим, если нету всем нам знакомой спешки, которая так разрушает это самое чувство жизни.
Свобода, равенство, братство! Коммунальный рай на 5хатках
О социализации
Часто также задают такой вопрос: а как же социализация? Стоит задуматься, в чем она состоит? В большом ли количестве детей в классе? Или в том, чтобы выбросить ребенка в мир как можно раньше? Не знаю. Полагаю, что как раз в таком небольшом кругу есть возможность разбирать все конфликтные (а они, конечно же, возникают) ситуации и находить адекватные варианты решения, и уделять этому столько времени, сколько нужно. Кроме того, распоряжаясь своим временем свободно, имеешь возможность посещать секции и кружки, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, ходить на выставки, в походы, участвовать в проектах взрослых – концерты, поэтические вечера (проходящие в школе), так что разнообразие социальных ситуаций оказывается шире и проживать их можно глубже.
Михаил Химич, художник. Человек, придумавший и построивший 5хатки.
О цене вопроса
Сколько это стоит? На обучение в школе участники сбрасываются по 600 грн. в месяц, в эту сумму входит покупка продуктов для совместных обедов и материалов для работы.
Какие трудности есть у детей, учащихся в БеркоШко? Мало времени в БеркоШколе уделяется формальным вещам: как правильно записать задачу, сколько клеточек куда отступать. Есть такие моменты, которые трудно объяснить ребенку, если они к сути не относятся: например, почему нельзя рисовать в тетради, почему именно четыре клеточки отступать. Я объясняю тем, что так учительнице в «школе для экзаменов» будет легче проверять так много тетрадок, ведь, чтобы проникнуться стилистикой индивидуального оформления тетради, надо время, а у учительницы его нет (наверное).
Какие планы на будущее?
Когда мы думали про создание школы два года назад (начинали с совместных занятий по субботам), никто понятия не имел, во что это выльется. Мы и сейчас находимся на этапе становления и открыты для всего нового. Параллельно с БеркоШко с этой осени заработал БеркоСадик для младших деток (1,5-3 года) – творческие занятия в первой половине дня. Возможно, это будет второй набор в первый класс. В июле этого года проводилась летняя школа для беркошкольников и всех желающих. А пока что пробуем, осмысляем – работает сайт , где есть фото и видео занятий, бортжурнал наблюдений. Когда-то из подобных записей получилась отличная книга Звонкина «Малыши и математика», где он описывает происходящее в квартирном кружке юных математиков, куда ходили также и его дети. Одна из преподавательниц БеркоШколы издала брошюру «Письмо», где делится своим опытом обучения сына письму. Уверена, что последуют еще.
Чтобы до конца понять социальную роль любых альтернативных течений, нужно время. Есть общее широкое русло общественных представлений о том, как должно быть, и иные способы видения, пускай крайностные, однако благодаря им происходит «раскачивание» общественного мнения и его обогащение. Так, например, опыт домашних родов кому-то может показаться диким, однако задумайтесь, почему в обычных роддомах уже разрешено присутствие отца, а матери дают возможность видеть свое дитя и сразу приложить к груди? Полагаю, что при всей инертности, общественная позиция все же восприимчива к иным проявлениям.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Свобода, равенство, братство! Коммунальный рай на 5хатках
Михаил Химич, художник. Человек, придумавший и построивший 5хатки
Врача НЕ вызывали: киевлянки рожают дома
Экспериментаниум: самый научный из всех детских центров
Магнитное поле: галерея интересных наук в Киеве
Тени прошлого: деревянные истуканы на детских площадках
Тёток чистые глазёнки: наивный арт на стенах детских садов
Язык до … доведет: бесплатные языковые курсы в Киеве
Мелочь, а приятно: что собой представляет «Дарницкая Пейзажка»
Взрослые, очень взрослые развлечения: куда отправить стариков