Андреевский спуск: проблемные точки и общая перспектива

Проблема эта гнездится во многих пунктах.

Справиться с ней нельзя без общего представления о том, что вообще должно преобладать на спуске.

Итак, для начала напомним о нескольких местах, которые в любой момент могут генерировать новые скандалы. Пойдем сверху вниз.

Андреевский спуск, 34-б (во дворе) и 34-в

Дом 34-б стоял во дворе (2-этажный, деревянный обложенный кирпичом, 1890-х годов). Сгорел, разрушен.

Что будет на его месте – неясно.

Дом 34-в примыкает к большому доходному дому по спуску справа. С улицы он смотрится пристойно и включен в реестр памятников (№ 662-Кв). Но со двора...

...со двора выглядит плачевно. При таком состоянии может, как нередко бывает, "сам упасть"...

Андреевский спуск, 32

Когда-то на этом месте стоял очень приличный классицистический дом 1850–1851 годов (архитектор Николай Самонов) – на снимке второй справа.

Фото второй половины XIX в.

Простояв лет сто, он был разрушен, и его место до сих пор свободно (нередко используется как рыночная площадка).

Насколько известно, есть проект строительства на этом месте 5-этажного здания бизнес-центра, протяженного, торцом к спуску.

Андреевский спуск, 26 и 24

Два смежных здания выше угла Воздвиженской. Солидная застройка конца XIX века. Оба стоят заброшенные и разрушаются.

На № 26 вывесили плакатик о продаже. Угловой № 24 вроде тоже в частных руках; включен в реестр памятников (№ 658-Кв).

Андреевский спуск, 22-б

Еще одно ветшающее здание (у самой лестницы на Замковую гору), начало ХХ века.

И тоже признано памятником (№ 657-Кв).

Андреевский спуск, 18

Лицевое здание, окончательный вид которого сложился в 1891 году (архитектор Андрей Краусс), в удовлетворительном виде, числится памятником (№ 652-Кв). Застройка двора на склоне Замковой горы образовала характерный, чрезвычайно колоритный ландшафт, но состояние...

Звучали предположения насчет сноса флигелей и застройки двора новыми коммерческими зданиями.

Андреевский спуск, 16 и 14

Зияющая лакуна выше Флоровской улицы.

История этого места была подробно рассмотрена ВОТ ЗДЕСЬ. Проектируется еще один крупный комплекс, визави с предполагаемой новостройкой на месте фабрики "Юность".

Андреевский спуск, 6/33, угол Боричева Тока

На этом углу с 1810-х годов стоял почтенный одноэтажный дом (на снимке в центре).

Фото второй половины XIX в.

В 1982 году его снесли, с тех пор место свободно. Не так давно выдвигался проект строительства здесь "хатынки" с рестораном и апартаментами в манере украинского модерна.


Перспективный взгляд с Боричева Тока.

Наконец, трудно не признать проблемным местом знаменитый "замок Ричарда".

Пусть он сейчас не разваливается, как в 90-е годы, но сколько же времени такое здание может стоять без использования?!

Как видим, "горячих точек" немало. А для того, чтобы непоправимо изуродовать спуск, достаточно неоправданного сноса или строительства даже в одной из них!

«Реконструкция» Андреевского спуска в реальном времени: смотрите онлайн-трансляцию

Поэтому есть смысл говорить о судьбе Андреевского спуска в комплексе. И с учетом как пожеланий киевлян, так и коммерческой привлекательности для застройщиков. Без этого руины останутся руинами.

Но при этом, на мой взгляд, нужно поставить одно железное условие. Без него консенсус по Андреевскому спуску совершенно невозможен.

Эта улица должна получить строго пешеходный режим. Хотя бы между сквером ниже Андреевской церкви и перекрестком Боричева Тока. Здесь можно допускать лишь проезд служебного транспорта при ЧП, а также рано утром подвоз продуктов и товаров. Для тех, кто уже имеет гаражи на спуске, подойдет "ниточка" на Флоровской. ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ПО СПУСКУ НЕДОПУСТИМ.

Думаю, обосновать это требование несложно. А из него автоматически вытекает следствие: Андреевский спуск – не место для каких бы то ни было бизнес-центров и VIP-апартаментов, провоцирующих плотный трафик. Пузатенькие буратины могут появляться на нем только в качестве покупателей, дефилирующих пешком вдоль лотков с картинами и сувенирами.

Тогда напрашивается вопрос: какой же функцией заполнить здания спуска? Стационарное заселение на таких условиях не так-то просто предложить. А выставочные залы, музеи, творческие мастерские, арт-центры эту миссию не потянут, особенно в отношении 3-х и 4-х этажей.

Ответ по состоянию на сегодня вижу только один. В исторической и реставрированной застройке Андреевского спуска должен появиться комплекс хостелов – молодежных гостиниц по недорогим среднеевропейским ценам.

Для молодых постояльцев не составит проблемы пробежаться по спуску пешком до общественного транспорта или паркингов (под них должны быть предусмотрены места – например, на нынешней промплощадке в конце Боричева Тока и на задворках Десятинного переулка). Зато жить гостям на Андреевском спуске – это заманчиво, это круто. При разумной ценовой политике хостелы могут быть заполнены практически круглый год. А расходы на их устройство и эксплуатацию куда ниже, чем для VIP-апартаментов, так что и волки будут сыты, и овцы целы. Соответственно, при таком использовании напрашивается размещение в нижних этажах не только студий или выставочных залов, но и кафе, пиццерий, пабов, интернет-центров, магазинов молодежной моды и т.п. Но и опорных пунктов по охране порядка и пресечению вандализма (а что делать?).

Кстати, в этом же направлении надо решать и судьбу "замка Ричарда". Он может стать таким себе "элитным хостелом" для молодых туристов побогаче. Им тоже придется ходить по спуску пешком, зато местожительство будет особой крутизны...

А вокруг, прямо возле спуска места поразительной живописности, манящие к прогулкам – Замковая гора, площадка Исторического музея, Уздыхальница, романтичный "мертвый город" на Гончарах-Кожемяках... Да если еще в самосевных зарослях на склонах окошки для ландшафтов проделать...

Лучше всего, конечно, если бы всей этой программой занялись городские власти или правительство. Есть же у них бюджетные статьи по развитию молодежного туризма. Кроме того, государство имеет право принудительного выкупа домов-памятников, которые оказались в непотребном состоянии.

Резюмирую. Вопрос транспортного режима и будущего использования зданий Андреевского спуска представляется мне ключевым. Если вырвать у властей гарантию "car-free" и заинтересовать их программой устройства хостелов, у спуска появляется позитивная перспектива. Замыслы строительства многоэтажных бизнес-центров станут тупиковыми и отвянут. Тогда можно будет надеяться на то, что историко-художественная ценность застройки Андреевского спуска и ее коммерческая привлекательность составят единство, а не противоречие.

Автор – Михаил Кальницкий
(интервью «Нашего Киева» с историком и киевоведом Михаилом Кальницким можно прочитать ЗДЕСЬ)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Реконструкция» Андреевского спуска в реальном времени: смотрите онлайн-трансляцию

Прекрасная мерзость запустения

Снос домов на Андреевском: что разрушили на самом деле

Как защитить Андреевский и кого отправить в шахту

Их забыли: заброшенные дома столицы

Дома-призраки Киева

Киевские «застенки»: т.н. «Тюрьма НКВД» и подземелья Зеленого театра

«Замуровали!». Какие они - подземные реки Киева