Автомобилизация Киева неустанно растет. Столица – лидер среди городов Украины по количеству автомобилей на 1000 человек – здесь эта отметка превышает 200 единиц (при этом инфраструктура города развивается куда менее стремительно). Это чувствуется и в неизбежных в час-пик пробках, и по сложности поиска машиноместа – в центре города и на его окраинах.
Авто у дома
«Я живу в 25-этажном доме 2015 года постройки на проспекте Науки, – рассказывает киевлянин Василий Романов. – В доме на три подъезда тесный двор, в центре которого – детская площадка. Приехал в будний день позже 18-00 – место для парковки надо искать за пределами ЖК. При этом ближайший охраняемый паркинг – в двух километрах».
Ситуация с парковкой рядом с новостройками особо остра в спальных районах и в пригородных жилищных комплексах – там, где до метро нужно ехать больше 15 минут. Киевляне охотно покупают недвижимость по причине доступности квадратного метра, и экономят на покупке парковочного места. Часто застройщики не предлагают подобную опцию и не включают достаточное количество парковочных мест в инфраструктуру ЖК. Результат – автомобили занимают места и на тротуарах, и прямо под запрещающими знаками, мешая прохожим и друг другу.
«Заниматься вопросом строительства парковок должен город, – комментирует архитектор Екатерина Чугунова. – В идеале нужно разработать программу, сродни программе утепления старых домов, которая сейчас проводится в Киеве. И в рамках этой программы построить в спальных районах многоуровневые подземные, где это возможно, и наземные парковки. На самом деле, во многих спальных районах до сих пор сохранились гаражные кооперативы. С точки зрения использования места они крайне нефункциональны – морально устарели и занимают очень много площади. Вот как раз на месте этих кооперативов и можно построить наземные паркинги на несколько уровней. Даже больше – на крыше такого паркинга можно было бы установить солнечные батареи, что позволит значительно минимизировать средства на дальнейшую его эксплуатацию. Конечно, строительство даже одной такой парковки с финансовой точки зрения достаточно затратное, не говоря уже о строительстве парковок во всех спальных районах столицы. Потому нужно разрабатывать программу и искать инвесторов для ее финансирования».
Едем в центр
Непросто с парковкой и в центре Киева, где расположена львиная доля офисов компаний и государственных административных зданий. Добраться туда в час пик – проблема, а найти место для парковки – проблема в кубе.
Центральные улицы столицы строились в то время, когда и поток автомобилей, и количество желающих припарковаться были в десятки раз ниже. В последние годы оставленные на обочинах машины часто становились причиной транспортных коллапсов. В конце 2017 депутаты Киевсовета отчасти решили проблему запретом – вето на парковку действует на 67 улицах Киева, значительная часть из которых расположена в центре.
По мнению чиновников, мера поможет свести к минимуму пробки и станет стимулом для поездок на общественном транспорте.
Что делать?
«Вопрос с парковкой нужно решать комплексно, – считает Катерина Чугунова. – Например, в центре Киева во многих офисных зданиях и ТРЦ есть подземные парковки, пользоваться которыми могут все. Могут, но не пользуются. В нашей стране нет культуры парковки, если можно так это назвать. Люди не хотят пользоваться услугами платного паркинга, им часто удобнее оставить машину на обочине дороги. Поэтому мы в центре наблюдаем большое количество автомобилей на дороге и даже на газонах, и пустующие паркинги в соседних зданиях. Логично, что городу нужно найти инструменты мотивации автомобилистов оставлять свои машины именно на парковках».
Что для этого нужно? Катерина Чугунова считает, что нужно сделать плату за парковку умеренной, а также усилить контроль на улицах. «За счет изъятых в форме штрафов денег город мог бы выплачивать тем же ТРЦ компенсацию за стоимость парковочных мест, тем самым делая дорогую парковку более доступной для водителей», – говорит она.
А как за границей?
Киев – один из многих городов мира, которые столкнулись с проблемой паркинга в центральной части, и один из немногих, где пока не выработали эффективной концепции ее решения. Более или менее затратные проекты реализовали в разных уголках мира.
Например, в Токио в офисных кварталах функционируют автоматические парковки – водители оставляют авто на специальной площадке, а система забирает транспортное средство в специальную ячейку. Четырех этажная автостоянка вмещает 650 автомобилей.
В США авто можно оставить на автоматической CityLift – на обычной парковке площади хватило бы на 7 автомобилей, а в системе можно разместить 39. В Лондоне въезд в центр города платный уже более десяти лет – стоимость от 10 фунтов и выше, а штраф за неуплату до 200 фунтов.
Во многих европейских городах популярны стоянки Park&Ride, расположенные рядом с метро. Например, в Вене стоимость дня на таком паркинге – 3,4 евро. Это удобно и для тех, кто решил не переплачивать за парковку в центре и приезжает с пригорода на работу, и для туристов, которые не хотят въезжать на своем авто в город.
Столичные власти анонсируют перемены в вопросах парковки уже через несколько месяцев. «Весной мы презентуем концепцию развития сферы парковки в столице, что позволит, наконец, навести порядок на улицах Киева. Мы также будем строить перехватывающие паркинги. Это работает во всем мире», – пообещал Киевский городской голова Виталий Кличко в одном из последних интервью.
Соблюдайте правила и паркуйтесь с умом!
Читайте также: «Где в Киеве спокойно поработать: топ-5 локаций».