Надо сказать, в кабину водителя трамвая или студию Андре Тана попасть было намного проще, чем в машину ГАИ – патрульная служба не склонна играть с открытыми картами. Хотя чего бояться, если у тебя на руках все козыри?
По расписанию, сотрудники ГАИ работают в 2 смены: с 7:00 до 14:00 и с 14:00 до 22:00. (Пусть полуночных чайников это не тешит, после 22:00 тоже случаются засады). Без четверти два я был в Управлении на Б. Хмельницкого, 54, и очень кстати: удалось наблюдать редкий вид – сотрудника ГАИ в нерабочей обстановке, за хиханьками-хаханьками с секретаршей. Но в 14:00 все строго – выезд на первую дислокацию: ул. Борщаговская, на которой всем так хочется разогнаться.
сотрудники ГАИ довольны
Под Управлением нас ждет патрульный Mitsubishi Lancer – в этом году ГАИ закупило 40 таких. Говорят, обещают еще, и не только 1.6 л, но и 2-хлитровые.
оранжевые сигнальные полоски униформы ГАИ меняют на желтые
Пока едем, без особой надежды спрашиваю о погонях. Ответ удивил:«Для нас это не кино, а работа, ничего необычного. Не так давно был интересный случай – наш полковник на мотоцикле задержал иномарку грабителей. Дежурит он и наблюдает: паркуется джип, из него выходит пара, идет по своим делам. И тут к джипу подлетает машина, товарищи разбивают стекло и выхватывают дипломат – видимо, знали, за чем пришли. И наутек, понятное дело. Но наш тоже долго не думал – рванул за ними на служебном мотоцикле, и таки догнал, задержал.»
Ехать на патрульной машине – одно удовольствие: проходит через пробки, как нож сквозь масло. На Борщаговской занимаем позицию. Правда, сначала я почувствовал себя арестованным – задние дверки с блокираторами, открываются только снаружи.
вас снимает скрытая камера
Первым делом сотрудники ГАИ настраивают секретное оружие – систему «Визир», которая с этого года находится на вооружении киевского ГАИ. По сути, это та же «фара», но с возможностью фото- и видео-документирования. Аппарат выдают перед сменой, как и табельное оружие.
– Зачем вам эта штуковина?
– По сути, задача «Визира» – усиливать доказательную базу в случае судебных препирательств. Чтобы потом не было: «Это не меня фарой выхватили в потоке, я ехал нормально» - аппарат не ошибается. В случае нарушения, у нас в базе есть фото или видео с номером машины. Но вообще сотрудник ГАИ может выписать штраф на месте и без «Визира», или просто зафиксировать нарушение, а потом выслать протокол владельцу машины почтой.
как большой фотоаппарат
– Как работает устройство?
– Сначала надо настроить резкость камеры и выставить ограничение скорости. А дальше можно или в автоматическом режиме – прибор фиксирует автомобиль, превысивший скорость, или в ручном – тут уже «фото на память» делаю я, когда вижу нарушение. После смены сдаю аппарат, данные переписываются на сервер и обрабатываются.
На Борщаговской холодно, и хотя место «прикормленное», никто упорно не желает нарушать. За час мы остановили одно авто, и на том оказался сотрудник спецслужб – «ксиву» проверили по базе, все чисто. Вообще, при законных 60, «фару» выставляют на 81-82 км/ч. Внутреннее ц/у – фиксировать нарушение только при превышении на 20 км/ч, о чем почти все водители знают и так. Потому и едут 70, 75. А еще потому, что новые штрафы. Невероятно, но факт: никого там так и не поймали.
в Киеве перестали превышать скорость
Я сел греться в машину. Вместо FM – рация: «Внимание постам, задержать БМВ с номером Иван-Валентин *****, цвет неизвестен». Жаль, мимо нас не проехала. Глядишь, погоня была бы.
В ГАИ все знают «горячие точки» Киева наизусть. То есть, «рыбные» места, где регулярно нарушают, постоянно штрафуют… и снова нарушают, почти не меняются. Мы меняем дислокацию на пл. Победы, на которую с ул. Гончара под знак «Поворот только направо» через одного норовят поехать прямо. Долго ждать не приходится. Автомобиль ГАИ удачно закрыт припаркованными на тротуаре такси, зверь сам бежит на ловца.
у ГАИ не хватает на всех рук
Тем временем попались 2 пешехода – гости столицы, которые перебегали площадь. Теперь такое с рук не спускают и штрафуют от 50 до 80 грн. Пешеходы, мотайте на ус.
Пока один сотрудник ГАИ оформляет «беженцев», второй наблюдает крадущегося с Гончара через запретительную разметку – занимаем позицию, жезл наголо. Но вишневый Ситроен спасает джип Лексус, который из-за его спины вылетает прямо в объятия закона. Здесь сначала тоже в ход идет «корочка», но она не проходит даже визуальный контроль. Протокол, постановления, штрафная квитанция оформляются на багажнике синхронно для двух видов нарушителей. Пешеходы радостно расспрашивают, в каком журнале можно будет увидеть свои улыбчивые лица. Патруль в 4 руки выписывает штрафы. Машины продолжают ехать с Гончара прямо. А я так замерз, что с благодарностью за интересно проведенное время быстрым шагом направляю стопы к метро.