В четверг вечером, после посещения Харькова и Ялты, в Киев прибыл известный шотландец – Кен Линдси. Это большой энтузиаст, любитель и знаток виски, который уже 22 года занимается тем, что разъезжает по миру, рассказывая ценителям о напитке, которым многие столетия гордятся жители Шотландии. В 1998 году Кен был удостоен звания Keeper of the Quaich, то есть «Хранитель Чаши», одного из самых престижных обществ ценителей виски в Шотландии. На вопрос, сколько литров виски он выпил в своей жизни, Кен затрудняется ответить, но говорит, что счастлив делиться знаниями об этом напитке, и гордится своей редкой профессией – международный бренд-амбассадор скотча Ballantine’s.
Сегодня Ballantine’s – это самый популярный виски в Европе и второй по популярности в мире. Что касается рынка Азии, то Ballantine’s там занял лидирующую позицию в сегменте «премиум». Производитель отмечает, что каждую секунду в мире продается две бутылки Ballantine’s.
Человек в килте, Кен Линдси, устроивший киевскую дегустацию, открыл не только несколько бутылок виски различной выдержки, но и несколько секретов ароматного напитка. Например, говорил о том, что вся линейка Ballantine’s выдерживается в бочках из-под американского бурбона, благодаря чему в виски появляются характерные сладкие ноты ванили и меда. То, каким должен быть этот напиток на вкус, определяет мастер купажа, разрабатывающий букет и контролирующий качество производства.
Последние 24 года в Ballantine’s этим занимается Сэнди Хислоп, который во время киевской встречи обратился к присутствующим с видео-обращением, сравнивая свою работу с трудом ученого.
Сэнди Хислоп – пятый мастер купажа за всю двухсотлетнюю историю бренда. До него, в предыдущие 50 лет, аромат и вкус Ballantine’s определял Джек Гауди - практически отец современного виски, и, по словам Кена Линдси, просто удивительный человек.
Кроме аромата и вкуса, оценивая качество виски, необходимо обратить внимание еще на три аспекта. Это цвет напитка, его тело (то есть консистенция, которую можно описать - например, маслянистая, кремовая или медовая), и послевкусие (то есть качество и длительность удовольствия после употребления напитка). Вообще, описание виски — это целая наука, со своими сложившимися понятиями и терминами. Но она очень увлекательна и кажется вовсе не сложной, если урок проводит мастер.
Кен Линдси предоставил дегустаторам несколько сортов напитка, отмечая дымный аромат скотча, которого лишены виски Ирландии. Оказывается, в Шотландии солод высушивают на пластах торфа, что насыщает скотч особым духом. Что касается букета Ballantine’s, то четкое присутствие дыма ощущается в виски 17-летней выдержки. В самом популярном виски Ballantine’s Finest, в купаж которого входит более 50 солодовых сортов, вкус мягкий и сбалансированный, чем производители очень гордятся. В нем чувствуются ноты яблока, цветов, ванили. Ноты пряностей и дуба появляются в удивительно мягком Ballantine’s 12-летней выдержки, в запахе которого кажется отсутствует алкоголь. Кстати, 2 процента виски, который выдерживается в бочках, просто исчезает, испаряется. Для этого явления было найдено словосочетание «доля ангелов», рассказывал Кен Линдси, пошутив, что ангелы в небе над Шотландией должны быть самыми счастливыми.
Поднимая стакан с виски, Кен выкрикивал «слэнджэва!» с ударением на последнем слоге - старинное шотландское пожелание здоровья. Кен объехал весь мир, и рассказал нам, что в каждой из стран уже давно сложились свои традиции употребления виски. Так, в Барселоне жаркими вечерами люди уже привыкли пить его с колой и лаймом, а в Японии любимым сочетанием оказалось удачное содружество виски с яблочным соком. Кен похвастался, как однажды в командировке в Сан-Паоло предложил барменам в нескольких местных заведениях модифицировать популярный бразильский коктейль «Кайпиринья», заменив кашасу на виски. Новый коктейль прижился, и теперь он известен под названием «Баляринья», из-за доли Ballantine’s в стакане.
Уже не первый раз побывав в Киеве, Кен Линдси, пожаловался на сборную Шотландии по футболу, которая лишилась возможности посетить Украину во время приближающегося Чемпионата Европы. Но он точно уверен, что болельщики из разных стран в украинских клубах и барах по вечерам будут требовать свой стаканчик Ballantine’s.
Продажи виски Ballantine’s в мире за год составляют около 6,5 миллионов 9-литровых кейсов. Всего же маленькая Шотландия с 5-миллионым населением производит около 90 миллионов кейсов в год. Популярность виски в мире растет, вместе с культурой, которая складывается вокруг волшебного напитка. С какой стороны подбираться к такому волшебству, каждый должен решить для себя, раскрывая новые ароматы и наслаждаясь уже полюбившимися нотами шотландского виски.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вечно молодое: пьем Божоле Нуво
Бельгиец и два француза: «Наш Киев» выбирает сидр