Большинство людей знают о том, что в комиксах иногда появляется Человек-паук. На этом их познания об этой культуре, в принципе, заканчиваются. Да и, чего греха таить, наши тоже. Но мы решили исправить ситуацию и узнать по этой теме все, что только возможно. НК пообщался с человеком, который делает комиксы (и не только). Он рассказал нам о том, как украинцы попадают в Marvel и DC, из-за чего художники могут стать токсичными и почему девочки-волшебницы — это круто. А если серьезно, то в тексте много интересного. Советуем прочесть и тем, кто что-то знает, и тем, кто не знает ничего. В любом случае найдете для себя что-то новое.
Кратко о себе
Меня зовут Игорь Лобода, я иллюстратор и комиксист. Помимо этого, преподаю цифровой рисунок и курс «Художник комиксов» в школе ArtCraft. Рисую комиксы, иллюстрирую материалы на новостном сайте, выполняю всяческие частные заказы и даже контент 18+. Грубо говоря, занимаюсь всем, за что платят и что интересно. Мне 31 год, за деньги я рисую с 17 лет. А вообще — занимаюсь этим всю свою жизнь.
Как пришел к комиксам
Исторически сложилось так, что мне комиксы нравились с самого детства. Что там в девяностых было? Какой-то журнал Pif, совсем детский, потом начали выходить комиксы про Микки Мауса. В общем, все, до чего можно было дотянуться и на что у семьи хватало денег, мне покупали. Потом, когда начал взрослеть, тратил свои карманные деньги на комиксы и какие-то канцтовары, чтобы рисовать. Вообще, я застал много этапов развития истории. Когда в Украине появился интернет, в открытом доступе, и начали зарождаться первые форумы — я стал публиковать там свои работы. Получал массу критики, причем всегда негативной. Но я, как любой аниме-персонаж, подымался, чувствовал в себе силы, и надеялся на то, что рано или поздно настанет светлый час. Потихонечку, с опытом, начали появляться стабильные заказчики. В начале я, конечно, зарабатывал не так чтобы много. Приходилось искать что-то на стороне. Потом уже, когда стал работать с клиентами на постоянной основе, начала капать денежка, которая меня устраивала. Сейчас работаю сразу на трех проектах и параллельно рисую свой авторский комикс «Три Руны», который буду презентовать на Comic Con Ukraine.
Универ и архитектура
По образованию я архитектор. Поэтому художественно-техническое образование у меня присутствует. Но проработав по профессии полгода я понял, что это не мое. Эта индустрия в Киеве, на тот момент, была достаточно грязной. Что-то похожее на модельный бизнес: много кумовства и кидания людей на деньги. Поэтому вся эта тема мне не очень зашла. Плюс, на тот момент я уже неплохо зарабатывал на своих иллюстрациях. Так что выбор стоял такой: через пять лет зарабатывать немножко меньше, но чистые деньги за то, что мне нравится или работать на дядю и иногда обманывать людей. Выбор был очевиден, потому что я вырос на супергеройских темах про справедливость и все такое.
Как всему учился
В какие-то художки я ходил. И уходил. То художественное образование, которое дается у нас, к сожалению, не особо котируется в зарубежных школах пластического искусства. Во Франции, Германии, Британии ребят уже давно обучают непосредственно какой-то стилистике. И те же Marvel или DC — у них есть свои обучающие проекты. Они берут студентов и учат рисовать так, как нужно у них. У нас такого нет. Соответственно, когда я учился, то брал какие-то готовые комиксы и что-то срисовывал, что-то сам рисовал, что-то анализировал. Таким образом у меня начал появляться собственный стиль. Правда, я долго избегал того, что не получалось рисовать. Например, какое-то время у моих персонажей не было ступней. Я их резал выше колена. Сейчас, когда преподаю, я сделал отдельное занятие для ребят по ступням и ладоням. Потому, что не стоит бояться этих вещей и нужно уметь их изображать.
В целом, если говорить про рисование, то меня нельзя назвать самоучкой. Я читал какие-то пособия, смотрел книжки по анатомии, читал литературу по композиции и колористике. Плюс, в универе были рисунок, живопись, архитектурная графика. То есть, мы там рисовали. Правда, это были здания и стилизованные персонажи, двухмерные «болванчики», на их фоне. А еще, деревья, кусты, дорожные знаки, пути и подобные вещи. То есть какие-то индустриальные пейзажи. Поэтому в своей работе я абсолютно не боюсь рисовать фоны. Я знаю, что многие начинающие художники максимально избегают этого в иллюстрациях и комиксах. Они могут размыть какую-то фотку или обвести контур по ней. А я этого не боюсь. Потому, что дружу с перспективой и имею такой опыт. Но халтурить я тоже не брезгую. Потому пользуюсь и 3D-болванками, и коллажами для отрисовки фона.
Чему учит других
Я преподаю в школе ArtCraft. Это наверное единственная киевская школа цифрового искусства. Сейчас полностью перешли на удаленное обучение, хотя до этого курсы проходили непосредственно в студии. Теперь, по очевидным причинам, стараемся меньше контактировать с людьми. Преподаю я базовый цифровой рисунок. На этот курс приходят люди, которые вообще ничего не умеют. Они не держали в руках ни карандаш, ни стилус, ни iPad. Вначале рисуем шарики и кубики, учим перспективу. Позже они рисуют диплом — какую-то сложную завершенную цифровую иллюстрацию. Я раньше не мог в это поверить, но за три месяца можно научиться рисовать. Может быть плохо, по дилетантски, но можно. Прямо с нуля. И меня это до сих пор поражает.
Авторский курс
Мой авторский курс называется пафосно и одновременно просто — «Художник комиксов». На нем я учу ребят рисовать комиксы грамотно и правильно. Причем я иногда рассказываю разные фишки и лайфхаки, которые сам забываю использовать. И мне всегда так стыдно, когда я делаю какую-то ошибку, а потом понимаю, что вчера рассказывал об этом своим условным «детям». Хотя это не дети, а всегда сознательные люди — 14 лет и старше. Иногда даже в 50 с чем-то кто-то хочет переучиться. Бывает такое, что человек всю жизнь рисовал картины для разных отелей. А сейчас он не видит себя в этом русле, а рисовать еще хочет и может. Соответственно, бывает, что такие люди переучиваются и полностью уходят в цифру.
Я часто сталкиваюсь с новичками-самоучками. И они обычно немного сильнее тех, кто стерильно работает в традиционной стилистике. То, что преподают у нас в универах, к сожалению, немного устарело.
Грамотный подход
Курс «Художник комиксов» тоже длится три месяца. У нас, в принципе, такой стандарт. После этого идет дипломный проект, когда делают завершенный кусок работы — четыре страницы плюс обложка. То есть какой-то маленький эпизод. И суть не в том, чтобы оно было суперкрасиво нарисовано — это уже по возможностям и стилю автора. Работа должна быть сделана грамотно. То есть определенные поля и отступы, которые могут вылезти на печати, допечатная подготовка и правильная раскадровка. Художник комиксов в Украине до сих пор чувствует себя неуверенно. А вот человек, который занимается раскадровкой — вполне. Клипы снимаются, реклама снимается. А любой комиксист — он всегда художник-раскадровщик.
Что нужно в этом деле
Необходимы теоретическая база и насмотренность — это всегда выше, чем скилл в рисовании. Потому, что любое умение в искусстве и ремесле... Чем больше ты делаешь — тем лучше получается. Даже если ты делаешь плохо и быстро, но часто, то, со временем, оно все равно станет лучше. Количество рано или поздно перерастает в качество.
Свой комикс
К сожалению, я и пишу, и рисую сам. «К сожалению» — потому что редакторка, когда получает эти тексты, даже не отвечает мне в первый день (смеется). То есть она просто пишет: «Да, взяла в работу». Потом я еще недельку стараюсь ее не трогать, а дальше мне просто прилетает правленый текст. На самом деле, правок не так много. Но что-то, я думаю, всегда смущает. Хотя, если сравнить первые комиксы от зарубежных авторов на рынке, то они бывали и более кринжевыми. Но, да, я придумываю и пишу истории сам. Мой авторский комикс называется «Три Руны», и он родился еще в школе. Я тогда баловался прозой и даже немного поэзией. Помню, очень ударился в фэнтези-тематику: Толкиен, «Забытые королевства», Желязны, вплоть до «Ночного дозора». Поглощал все, что тогда было на рынке. В тот момент я писал и не думал о том, что когда-то буду рисовать комикс. Но, со временем, эта история перетекла еще и в визуал. Это случилось в универе, на первом или втором курсе. Сейчас, в ковидные времена, решил, что если я больше не езжу на работу в студию, то можно сделать продолжение. Трачу на это по нескольку часов в день, до или после работы. Раскачиваюсь или остужаюсь и рисую свой комикс. Второй выпуск, конечно, выглядит лучше первого, который был совсем наивным и детским. Третий выпуск еще красивее и интереснее. Наверное, на данный момент это лучшее, что я рисовал.
Где купить и почитать
Купить его можно будет начиная с 4 или 5 сентября на Comic Con, который пройдет на Арт-заводе Платформа. Думаю, что после этого он разлетится по магазинам. Когда я выпускал первый комикс, то очень пренебрегал таким способом распространения. Для меня тогда чем-то заоблачным было общение с заказчиками и предложения взять что-то на реализацию. Но когда я рисовал второй, то мне в личку уже начали писать: «Можно мы часть тиража возьмем к себе в магазин?». И это прикольно. Продавцы в это верят, в отличие от издателей. Так что комикс можно будет купить в магазинах или заказать онлайн, с доставкой. Изначально я буду печатать 500 штук каждого выпуска, а там посмотрим. Первый я уже дважды допечатывал, но он издавался на русском языке. Так что я продавал не только у нас. Вторую и третью часть я издаю уже исключительно на украинском. На русском они тоже будут, но будут только в цифре.
Своя команда
У меня в команде три человека. Я как автор, Люба как редактор... Это вообще моя бывшая одноклассница, с которой мы спустя много лет случайно нашлись на фестивале. Оказалось, что мы оба до сих пор любим то, что делали в школе. То есть она пишет, а я — рисую. В общем, я ее напряг быть моим редактором. Со временем даже удалось начать ей за это платить. Она поначалу не хотела брать деньги и мне было неловко из-за этого. Типа, по старой дружбе. Но старая дружба — это просто учеба в одном классе. А это не считается. Третий человек — это дизайнер. Он сделал работу один раз, а дальше я просто его «увожаю», снимаю шляпу и публикую имя в каждом выпуске. Он придумал общий вид обложки, собрал титульные страницы и подсказал мне по размерам, как все это делать. Я изначально рисовал комиксы формата А4. А потом повзрослел и осознал, что у всех комиксов почему-то другой формат. Оказалось, что их делают 17 на 26 сантиметров. Так что я только к середине второго выпуска осознал, что рисовал комиксы неправильно. И вот, дизайнер помог мне все это собрать в общий вид, чтобы я часть второго и третий рисовал нормально.
Написание диалогов
Когда я делаю комикс, то пишу какой-то сценарий или драфт. Грубо говоря, разбиваю это все на зоны: зона «А», зона «Б», зона «В». То есть ключевые моменты в тексте. Потом начинаю продумывать в голове кто к кому повернулся и что сказал. Финальные диалоги зачастую отписываются, когда комикс уже нарисован. Но я все равно держу в голове какие-то ключевые фразы. У комиксистов есть такая штука, как клиповое мышление. Ты представляешь картинку какими-то кусками, слышишь звук на фоне. И потом из этих клипов складываешь историю. Насколько я знаю, по такому же принципу действуют многие великие мастера. У того же Миадзаки тоже нет сценария, но есть драфт и ключевые точки, которые заполняются раскадровкой. А поверх нее он уже придумывает сюжет и диалоги. Но это, опять же, из того, что пишут. Неизвестно, насколько это правда. Там же целая команда трудится.
Кто чем занят
Обычно комикс делают несколько человек. Всегда необходим дизайнер, который подготавливает все для печати, занимается диалоговыми облачками и подгоняет текст. Он также занимается публикациями в соцсетях. Но это если он один и денег хватает только на него. Еще есть сценарист. Бывает такое, что сценарист и автор идеи — это два разных человека. Потому, что автор — это тот, кто придумывает драфт и какие-то ключевые точки. А сценарист — это человек, который занимается диалогами, вычитывает их и приводит текст к общему знаменателю, чтобы он выглядел профессионально и неглупо. Потом в дело вступает художник. Их может быть даже несколько на одной серии. Если это какой-то мейнстримный комикс: «Человек-паук», «Супермен» и т. д., то у них план художников расписан на год или полтора вперед. Так они создают буфер, специально для крайних ситуаций.
Как рисуют
Если комикс цветной, то он даже рисуется командой. Один человек делает набросок, второй делает чистый лайн (грубо говоря, обводит тушью), а третий — заливку. После этого в игру вступает редактор, который смотрит, например, чтобы у персонажа челка всегда была зачесана на одну и ту же сторону. Потому, что если она на правый бок, то она всегда должна быть на правый бок. А художник может об этом забыть. Он отразил картинку, ему понравилось по композиции и он забыл о том, что челка закрывает правый глаз, который допустим выбит. И тогда редактор ему пишет: «Чувак, давай быстренько все это переделаем». То есть редактор в комикс-индустрии занимается не только текстом, но еще и вычитывает комикс как картинку.
Переписанные диалоги и токсичные художники
Бывает, что переписываются диалоги, которые не влазят в кадр. Это делается так, чтобы смысловая нагрузка не пострадала, но выиграл сам диалоговый баббл (облачко) и все это комфортно смотрелось в овале. У западных и европейских авторов есть негласное правило, что текст должен быть размещен по ромбу внутри овала. Это значит, что первая и последняя строчки самые узкие, а самую широкую размещают по центру. Также стараются не сильно перекрывать рисунок диалогами. Художники такой народ, который может вести себя токсично, если их прекрасное искусство перекрыли текстом. Там же были такие важные штришочки, которые никак нельзя закрывать. В итоге получается, что команда может немножечко «посраться».
Рокировки
Большие компании могут перевести художника, который стал известным, на непопулярный продукт, чтобы поднять его продаваемость. Например раньше комикс «Стражи Галактики» был очень непопулярен. До фильма я даже не знал, что эта команда существует. Хотя я человек, который этой темой интересуется. Но они взяли топовых сценаристов и художников, чем очень прокачали «стражей». Популярность франшизы возросла за счет смены авторской команды. Потому в команде комиксы делаются чаще и успешней.
Насчет печати
Я не решаюсь обращаться к каким-то издательствам. Во-первых, никакого гонорара нет. Ты получаешь только процент от продаж. А во-вторых — они могут настойчиво советовать поменять сюжетные ходы, кадры или еще что-то. И когда-то давно у меня был такой опыт... Наверное какая-то кармическая дырка в творчестве. Каждый раз, когда меня должны были напечатать, издательство закрывалось. Это было трижды: первый раз в журнале «К9». После него было еще одно издательство. Последней каплей стало третье, которое я даже не помню как называлось. Они опубликовали тестовые образцы моего комикса, но, в итоге, обанкротились.
Бывает такое, что на каких-то выставках вроде «Книжного Арсенала» или Comic Con садят автора, дают ему тираж и говорят, мол, тебе процент от продаж. Ты подписываешь комиксы и, грубо говоря, развлекаешь людей. Авторы не очень довольны таким положением вещей. Но авторский комикс в Украине пока не развит и на то есть две причины. Во-первых, те, кто их делает не совсем понимают, чем они занимаются и как правильно. А во-вторых — издательства хотят комиксы своего авторства. Это уже, получается, непосредственная работа на заказчика. Грубо говоря: «Рисуй как для себя, только быстрее и с нашим сюжетом». Молодые авторы, конечно, пока так не могут. Они ведь сами еще не знают, что они умеют. Но потенциал огромный. Если судить по моим студентам — они рисуют быстро и качественно. Именно поэтому их часто приглашают в какие-то зарубежные компании и они удаленно работают на большие издательства.
Издательства и деньги
Я думаю, что сотрудничая с украинским издателем комиксов, не получится полноценно зарабатывать на жизнь. Пока что в это не верят и это не спонсируют. На это буквально нет бюджета. Наши издатели все еще полагаются на зарубежную лицензию. Покупая какого-то «Человека-паука» ты понимаешь, что точно его продашь. А покупая какой-то авторский комикс ты вообще не знаешь, понравится ли он кому-то. Плюс, его нужно рекламировать, а это большие вложения денег и времени.
Иногда художник может просто получить публикацию. То есть ему говорят: «Это годно, мы тебя напечатаем». Пройдет полгода-год, издательство его опубликует, появится портфолио. Потом слава, приглашения на допремьерные показы фильмов, но денег особо не будет.
Когда я начал работать и у меня собралась какая-то своя аудитория, то появилась возможность издаваться, хоть это и очень дорого. Сейчас я издаю себя сам и, в принципе, пока окупаюсь. Это такое вложение в будущее. Ты много тратишь на печать и потом только через один, два, даже три года эти деньги возвращаются.
Все уходят в цифру
Что интересно, аудитория до сих пор требует бумажные комиксы. Хотя они, как и любые другие издания стремительно дорожают. Это происходит из-за определенных дырок в производстве. Особенно это заметно в последние два года, по понятным причинам. А еще, бумагу уже считают моветоном. Marvel и DC сейчас частично отказываются от нее в пользу цифры. Теперь у них есть комиксы, которые издаются только в цифровом варианте. Потом они собирают пять-шесть выпусков, за полгода или год, и печатают их книгой, чтобы тратить меньше бумаги. Не знаю, как сильно они переживают за экологию. Возможно, просто не рискуют каждый месяц выпускать комикс, который может продаться хуже книги. Плюс, журналы более хрупкие и могут повредиться при перевозке или вздуться если их неправильно хранить. А напечатать книги из пяти или шести выпусков стоит как два или три отдельных журнала. То есть получается гораздо выгодней.
Иностранные агенты и хорошая работа
Обычно наши художники-комиксисты не работают на украинские издательства. Многие сейчас сотрудничают непосредственно с Marvel или DC. Найти агента очень просто, многие из них растыканы по Европе. Но тут уже надо смотреть, на что этот агент тебя подпишет. Могут ведь поставить на проект, который тебе неинтересен и не особо удается. Но он будет приносить деньги. Соответственно, ты сможешь позже их вложить в собственный продукт, если такой имеется. Я общался с таким агентом и ему не понравилось, что я part-time работаю преподавателем и не могу целый день рисовать. Я могу доказать, что рисую быстро. Но стоит ли игра свеч? На тот момент мне показалось, что эта затея не увенчается успехом. Несколько моих бывших студентов сейчас работают на зарубежные издательства. Не всегда на крупные, но у наших ребят уже есть опыт рисования на большую «двойку».
Осознанный андерграунд
Я знаю нескольких авторов, чье творчество просто пропадает и пылится в интернете. И это из-за того, что они не хотят или не умеют общаться с людьми. Аудитория их не находит, потому что рекламные публикации тоже никто не ставит. А сейчас без этого никуда. Но ребята не готовы искать какой-то поддержки у блогеров или более популярных художников. Они просто работают на кого-то. Но, к сожалению, их авторские проекты, в ближайшее время, никто не увидит. Это наблюдается и среди молодых, и среди уже бывалых. Вроде как, такое положение вещей, больше соответствует людям вышедшим из «совка». На нас есть этот отпечаток — если ты сделал ошибку, то посрамил всю семью. У молодых людей сейчас такого нет. Но когда дело касается любой публикации, то человек закапывается, ищет в себе негативные стороны и почему-то старается держаться за них. Они не ищут позитив и не пытаются пытаться выехать на своих умениях и знаниях, которые действительно присутствуют. И тут не только про комиксы, а про все авторские истории. Обычно побеждает не сильнейший по скиллу, а тот, кто не боится о себе заявить, поучаствовать в конкурсах и всяких коллабах.
Шароварщина в комиксах
В 2014 у нас появились так называемые «шароварные» комиксы, когда у нас есть приставки «укр», когда на каждой обложке трезубец и так далее. Эта культура шароварщины, к сожалению, очень прижилась. Людям на фестах реально нравится в качестве сувенира взять комикс с каким-то упоротым «жовто-блакитним» персонажем. Сейчас вообще есть много комиксов с такой псевдо-патриотической тематикой. Почему «псевдо»? Потому, что когда ты это читаешь, то узнаешь там американские блокбастеры, которые перевели на украинский язык и написали о Киеве вместо Нью-Йорка. Там нет никакого социального или культурного отпечатка. Многие художники сейчас осторожничают с украинской этнической темой, потому что на каждом шагу можно кого-то обидеть или затронуть. Если ты живешь в интернете, то любое твое слово могут воспринять двусмысленно. Особенно если вырезать его из контекста. И люди разделяются на два типа. Одни такие: «Давай вперед, эгегей!». Вторые же говорят, мол, это шароварщина, я покупать не буду. Хотя, в итоге, и первые, и вторые могут ошибаться. Тот же «Укрмен», комикс «Воля», который был очень патриотичен, в стиле фэнтези и пропущен через украинскую тематику и стимпанк. Они хорошо зашли, хоть это и было мемами в интернете. Это окупилось, много где продавалось. Некоторые тиражи даже допечатывались, ведь первые были бракованными или неправильно порезанными. Также поначалу хромало качество типографики.
Украинская тема
У меня в комиксе тоже есть этнические мотивы. Я, человек постоянно смотрящий аниме, вижу как японцы вписывают свою идентичность в поп-культурные штуки, которые понимают на западе. И тоже пытаюсь так поступать. Например, домик в котором живет главный герой — это хата-мазанка. Но круглая, на дереве, с соломенной крышей. Здесь есть этническая составляющая, но она немножко шире чем шароварщина на уровне «козаки і шаблі». Я вплетаю туда разные мелкие культурные проявления. Например, барвинок изначально назывался «вінка», от него же произошло слово «вінок». И у меня даже есть персонажка, магия которой заключается в песнях о цветах, как символах. Люблю разного рода геральдику. В общем, если копнуть, то можно уйти от шароварщины куда-то в эзотерику и язычество. Там находятся интересные грани тех вещей, которые окружали наш народ на протяжении многих веков. Оказывается, что они назывались не так, совершенно не то собой символизировали. И это можно использовать. Кто умный — тот поймет. А кому не нужно — для него это останется красивой визуальной составляющей. И все.
Что крутого есть у нас
Издательский дом «Воля». Они ушли от этой суперправославной шароварщины в более независимые темы. Мне нравится. Мне очень заходи серия комиксов «Голубь Геннадий», но они мемные и вкатывают не потому что украинские, а потому что очень бытные. Мне, в принципе, очень нравится как локализируют украинские комиксы. Раньше был такой момент, что они всрато переводили имена и названия. Типа, марвеловский Ник Фьюри у них был Ніком Лютим. То есть фамилия почему-то переводилась. При этом, чувак черный и он живет в Нью-Йорке. И у него фамилия Лютий. Как-то несуразно. Сейчас от этого отказываются. Они уходят от графомании современного украинского языка в культурный украинский язык, который мы видим в быту. То есть то, что у нас в журналах, на телевидении и в кино, а не то, что было в книгах 200-300 лет назад. Есть современное, а есть что-то, что издалека притянуто за уши.
В целом, мне заходят комиксы от издательств MAL`OPUS и Northern Lights. Но последние издают в основном локализации. Сейчас на рынке представлены как западные, так и восточные зарубежные издания. И в этом прелесть, потому что любой человек может выбрать что-то близкое для себя. Необязательно покупать «Человека-паука», чтобы читать украинские комиксы. Необязательно покупать мангу, чтобы читать украинские комиксы. И необязательно авторский комикс понимать и читать для того, чтобы насытиться украинским комиксом. У нас сейчас есть много хорошего. Я не могу назвать плохих изданий или чего-то такого, что вызывает у меня кринж. И это хорошо. Ведь если бы мы говорили про условный 2017 год... Тогда культура фестивалей по комиксам только набирала обороты и было очень много неловких штук. Сейчас все культурно, цивильно, все очень адекватные и на позитиве.
Про инди и то, с чего начать
Тем, кто совсем ничего не читали и не смотрели лучше начинать с чего-то простого, типа того же «Человека-паука» и «Супермена». Это всегда знак качества. Если ты берешь самый популярный комикс DC или Marvel, то они могут не вызвать у тебя восторг. Но они будут понятны из-за фильмов или сериалов. Если говорить о чем-то, чего люди пока не знают, то раньше я мог назвать Umbrella Academy. Но они выпустили сериал на Netflix. Раньше я мог назвать Invincible. Но они выпустили сериал на Amazon. А сейчас все, что экранизируется считается мейнстримным. А люди, которые любили эти продукты, получается, любят попсу. И, вроде как, вообще все теперь попса. Но если комиксы издаются, то значит они популярны и кому-то нужны. Сейчас в Америке нет такого момента как инди-комиксы. К сожалению, они там просто не выживают. Я долгое время сотрудничал с издательством Drumfish Productions и они как раз занимались инди-проектами. Ни один из участников команды не бы вовлечен в комиксы как в основной способ дохода. Это для всех было дополнительным заработком либо каналом, чтобы донести какие-то истории. Зарубежные инди-комиксы — это зачастую вторичный заработок. Как и у нас. Ведь авторский украинский комикс полностью инди. Получается замкнутый круг.
Что нравится самому
Мои любимые комиксы странные. Мне например нравится эротический экшен в стиле городского фэнтези Witchblade. Там есть демоны, в современном мире, которых бьет полуголая барышня. При этом, будучи представителем ЛГБТ-сообщества, вообще странно, что мне нравится полуголая барышня, которая бьет демонов. Но там есть эстетика. Мужские персонажи в похожих историях часто тупые. Они такие: «Я бью людей, у меня нет чувств, иногда я занимаюсь романтикой». Это не совсем то, что мне нравится.
Человек-паук наверное всегда будет моим любимым персонажем комиксов. Даже если это какой-то перезапуск или смена личности под маской. Мне все равно заходит, не знаю почему. Очень нравится манга. В принципе, очень люблю японскую культуру. Не то, чтобы я шарю в ней, но мне нравится эстетика. Играю в японские игры, читаю мангу, смотрю аниме. Из любимого — есть такое издательство CLAMP. Там, по моему, работают шесть девушек, которые придумывают многосерийные кроссовер-истории. Сложные, романтические и волшебные. Есть такой жанр махо-седзе, кажется переводится как «девочки-волшебницы». Для нас всех представитель девочек-волшебниц — это прежде всего Сейлор Мун. Но манга про нее уже давно закончилась. А вот CLAMP продолжают публиковать истории в такой стилистике и это достаточно успешно. Они уже где-то 25 лет этим занимаются. И при том, что я взрослый мужик — мне нравятся девочки, которые призывают волшебных существ и сражаются во имя любви. Все такое доброе, нет открытых злодеев, которые убивают или мучают персонажей.
Еще мне нравится японская франшиза «Моя геройская академия». В ней 80% людей обладают суперспособностями. У них есть такая профессия — герой. То есть правительство платит деньги супергероям, чтобы они спасали мир. Вроде американская история, но она пропитана японской культурой. Люблю когда совмещают несовместимое. В моем личном топе: фэнтези и городское фэнтези. Хотя в реальной жизни для меня карты таро и гадания — это какой-то кринж. Я считаю, что это должно оставаться в комиксах и книгах.
Краткое напутствие
Если адресовать эти слова кому-то, кто начинает рисовать свой комикс... Важно не останавливаться и верить в себя. А еще, не оставлять свои работы маме, жене, коту или еще кому-то, кто с вами живет. Они никогда не будут объективны и заверят, что вы замечательный. Важно и нужно слышать мнение со стороны. Но помните, что слышать и слушать — это две разные вещи. Публиковаться на различных платформах нужно, но не всегда стоит прислушиваться и читать все комментарии. Спустя время я понимаю, что не все негативные отзывы, адресованные мне, были объективны. Многие из людей, которые их писали, не издали и не дорисовали ничего своего. Поэтому слушайте себя и верьте в то, что вы задумали. Самое важное — это достигать целей, которые ты ставишь сам себе.