Отсутствие талантов и монолог о халве. Три киевских комика о том, как они начали заниматься стендапом
Фото: Андрей Максимов

Главная цель проекта — открыть для зрителя крутых украинских стендап комиков и доказать, что наша стендап сцена имеет потенциал. 

Специально к премьере шестой серии и эксклюзивно для «Наш Киев» комики и участники Standup 380 рассказывают, как начали заниматься стендапом. 

Антон Тимошеннко

Был теплый весенний вечер 2013 года, я сидел в общежитии философского факультета университета Шевченко. Предварительно убив трех тараканов, я сел за ноутбук готовиться к конкурсу «Мистер КНУ». Меня направили на этот конкурс от факультета, потому что добровольно там никто не хотел участвовать. Я же хватался за участие во всем, потому что приехал в Киев из села. Надо было цепляться за любые возможности, даже за конкурсы красоты. Как говорила моя прабабушка: «fake it till you make it».

Ночь становилась глубже. Я готовился к конкурсу талантов, отчетливо понимая, что талантов у меня нет. Танцы мы вычеркнули уже на первой репетиции общего выхода, решение петь всегда было ошибочным в моей жизни. Но тут появилась надежда – я же играю в КВН. Пересмотрев сценарии моих миниатюр, надежда исчезла.

Я вышел в коридор перекурить, потом вспомнил, что не курю и сделал себе чай. Начал общаться с друзьями по комнате, обсуждать какие вообще есть таланты людей. Ребята сказали, что талант – это субъективная категория, совокупность результативности человеческих навыков и в некотором смысле ничего не деланье тоже является формой выражения своего таланта в отрицании труда. Они предложили, чтобы я час сидел на стуле не двигаясь в формате перфоманса. А что вы хотели, общага философского факультета. 

В ту пору я уже посматривал стендап, особенно мне нравился Джордж Карлин. Он очень смешно поднимал социально-политические темы и не боялся попадать в общественный нерв, быть неприятным, но честным, говорить про политику, войну, социальную стратификацию. Я вдохновился его выступлениями и написал свой первый стендап на тему «Раньше знакомиться с девушками было проще, чем сейчас», подняв не менее сложные темы для меня на первом курсе.  

Будучи уверенным в своем провале, я все-таки распечатал этот «стендап» и решил: вот он, мой талант. Если копнуть глубже, мой настоящий талант был в том, что я мог писать и говорить то, в чем абсолютно не разбираюсь. Поэтому, наверно, я и учился на политолога. К примеру, первая моя работа на первом курсе – копирайтер сайта по продаже автомобильных шин. Я с точностью описывал какой протектор у шины, чем так хороши модели Bridgestone или Goodyear, ни разу их в глаза не видев. Поэтому читнуть стендап на конкурсе казалось хорошей идеей. 

Сам конкурс складывался для меня не очень: на общем танце я запорол движение, на дефиле в костюмах явно проигрывал мажорам. Но, к моему удивлению, мой стендап про романтические отношения парней и девушек, приправленный оригинальном приемом дихотомии «раньше-сейчас», зашел в дикий раз***. На крыльях успеха я пошел выступать со стендапом в Киеве и прекрасно отвалил в тишину на открытом микрофоне в КПИ. Далее было полгода попыток что-то сделать в стендапе, открытые микрофоны, неловкие смешки людей, отрицание, депрессия, гнев, торг шинами и только потом первые удачные монологи. Даже не стендапы, скорей капитанки с каламбурами. Но я понял, что нашел свою дорогу. И не зря, ведь она привела меня сюда – в статью «Наш Киев». Думал ли я тогда, сидя в общежитии, что окажусь здесь, на полосах именно «Нашего Киева»? Нет, тогда для меня это был «Ваш Киев». Но теперь он «Наш».

Бекир Мамедиев

Идею выйти на сцену я вынашивал очень долго, но не знал, с чем выходить. Играть на музыкальных инструментах я не умел, когда я пел, меня сразу же просили этого не делать. Даже сильно любящие меня люди. Играть на сцене у меня тоже не получалось, потому что актер из меня хуже, чем из того парня: «Рожает она, хреново у нее дела». Да и с дикцией были проблемы. Тогда я не выговаривал «р». Как потом сказал логопед: «Тут не только с «р» проблема». В общем, у меня тогда не было ничего, кроме желания. 

Это был 2013 год. В то время начал набирать популярность стендап, в котором человеку на сцене не надо никого играть. Ему просто надо рассказать, что смешного он видит в этом мире своими глазами. Это идеально для меня подошло, потому что на то время «смешного» в моей жизни накопилось. Я был картавый мальчик с именем – Бекир. При знакомстве даже не мог произнести своего имени, которое в силу своей редкости, люди переспрашивали, даже если я четко его произносил. При этом я, крымский татарин, мусульманин, который только переехал в Киев, где люди ничего не знают про нашу культуру и обычаи. Мне часто задавали глупые вопросы: «Ты мусульманин? А ты знаешь мусульманский?» или «Вам нельзя креститься? А как же вы тогда креститесь?». С таким багажом первое выступление у меня получилось. Людям понравилось.  Это помогло мне поверить в себя и поверить в то, что я могу выступать и могу рассмешить людей своими мыслями.

Павел Остриков

Еще с первого курса в университете я начал заниматься КВН и очень быстро привык к выступлениям на сцене. Это было что-то новое, непредсказуемое и эмоциональное. Будто бы все просто, тебе только рассмешить публику. Но потом я начал понимать, что это еще и энергетический обмен между тобой и зрителем. Где-то не добавил сам – не получил желаемого. Выложился по полной – и зал это видит. В общем, к этому обмену так привыкаешь, что отказаться от него просто невозможно.

В определенный момент КВН исчез, но желание выступать перед зрителем – нет. Еще раньше мы смотрели американских и британских стендап-комиков с ощущением, что у нас такого никогда не будет. Чтобы столь откровенно, без приукрашивания, да еще и с возможностью вложить мысль между шутками. Да нет. У нас ширма и ситуация в аптеке. Мы здесь на каждое выступление везем мешки с реквизитом, а там чуваки выходят на сцену только с микрофоном.

Однако внезапно начали появляться открытые микрофоны. Мое первое выступление как стендап-комика состоялось около семи лет назад в баре «Банка». Тогда мероприятие организовывал Андрей Матящук. Помню, что почему-то решил написать о цирке. За два дня я создал монолог, рассказал в микрофон – и понеслась.

Когда я позже написал монолог на десять минут про халву, я понял, что в стендапе может быть все. И также я узнал, что многие люди почему-то обожают халву. Эх...

Слабо и несмешно? Настя Дерская развенчивает мифы об украинском стендапе и объясняет, почему его нельзя сравнивать с зарубежным

Все фото: Андрей Максимов