На днях украинский Оскаровский комитет объявил список участников нацотбора на премию «Оскар». В этом году в отборе будут участвовать пять фильмов. Какой из них будет представлять Украину на престижной премии в номинации «Международный полнометражный фильм», станет известно в конце сентября. А пока предлагаем посмотреть картины, которые наша страна выдвигала на «Оскар» за годы независимости.
«Атлантида» (реж. Валентин Васянович, 2019)
Картина рассказывает о будущей победе Украины в войне с Россией и деоккупации Донбасса. Ее действие происходит в 2025 году, «через год после окончания войны». Однако окружающая среда на Донбассе настолько опустошена, что территория признана непригодной для жизни. Солдат-ветеран Сергей, который страдает посттравматическим стрессовым расстройством, и который оказался на востоке Украины, после прекращения работы завода решил присоединиться к волонтерской группе, проводившей эксгумацию тел жертв войны. Это позволяет ему адаптироваться к новой реальности и познакомиться с Катей — с ней он начинает верить, что возможно лучшее будущее.
Главные роли в фильме «Атлантида» исполнили непрофессиональные актеры: бывший разведчик и волонтер благотворительного фонда «Повернись живим» Андрей Римарук, парамедик Людмила Билека и доброволец Василий Антоняк.
«Додому» ( реж. Нариман Алиев, 2019)
Старший сын крымского татарина Мустафы погиб в АТО. Отец едет в Киев, чтобы забрать его тело, отвезти в оккупированный россиянами Крым и похоронить, согласно мусульманским традициям. С собой в дорогу Мустафа берет младшего сына Алима. Тот хоть и нехотя, но в конце концов соглашается. После поездки парень планирует вернуться в Киев, так как жизнь на оккупированном полуострове его не прельщает. Однако путешествие отца и сына через полстраны навсегда изменит их жизни.
«Донбас» (реж. Сергей Лозница, 2018)
Трагикомедия известного украинского режиссера Сергея Лозницы основана на любительских роликах YouTube, снятых на востоке Украины. Картина состоит из 13 перетекающих друг в друга эпизодов, которые произошли на востоке Украины. Лозница мастерски и комично воссоздал их в игровом кино. Через призму абсурдности и трагедии фильм рассказывает о простых людях, живущих в оккупации. Однако, несмотря на всю нелепость происходящего на экране, зрителей в то же время окутывает страх от осознания чудовищности влияния войны на все сферы жизни.
«Рівень чорного» (реж. Валентин Васянович, 2017)
Это история о свадебном фотографе Константине Мохначе, который в какой-то момент утратил веру в себя. Он осознает, что в его жизни не происходит никаких изменений. Больше 50-летнему фотографу ничего не интересно и у него не остается никаких желаний. Все, что есть в его жизни — это парализованный отец, подруга, которая работает в модном издании, постаревший кот и слайды, на которых Константин изображен еще молодым.
«Українські шерифи» (реж. Роман Бондарчук, 2015)
Это первый документальный фильм, который претендовал от Украины на премию «Оскар».
В селе Старая Збурьевка на юге Украины почти отсутствует полиция. И двое мужчин — 50-летний Виктор Кривобородько и 44-летний Владимир Рудьковский — взяли на себя роль «шерифов». Они разъезжают по селу на автомобиле с украинским флагом и следят за порядком. «Шерифы» спасают женщину от анаконды, помогают бездомным, охраняют село от сепаратистов и улаживают различные конфликты.
«Поводир» (реж. Олесь Санин, 2014)
События фильма разворачиваются в 1930-е годы, в основе его сюжета — путешествие по советской Украине американского мальчика и украинского слепого музыканта Ивана.
Инженер из США Майкл Шемрок вместе с сыном приезжает в Харьков, когда страна переживает тяжелые времена. Мужчина считает, что будет полезен на чужбине, кроме того, он верит в светлое советское будущее и хочет строить социализм. В Украине Майкл влюбляется в актрису Ольгу Левицкую. Но на нее уже давно положил глаз влиятельный сотрудник НКВД.
Американец погибает при трагических обстоятельствах, а его сына спасает от преследователей слепой музыкант. Чтобы как-то выжить вдали от родины, мальчику приходится стать поводырем.
«Параджанов» (реж. Елена Фетисова и Серж Аведикян, 2013)
Название фильма создает впечатление, что это биография кинорежиссера Сергея Параджанова. Но лента на самом деле — сосредоточение эмоционального наполнения судьбы творческого гения. Картина не углубляется в современную рутину. Она прежде всего рассказывает о духовных исканиях и совершенствовании великого режиссера, который попал на нары по совершенно не политической и позорной для обитателей тюрьмы статье. Но даже современникам Параджанова было очевидно, что это именно политическое преследование неугодного советскому режиму свободного и творческого человека. Поэтому, когда «армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм» отбывал несправедливое наказание, его друзья и коллеги по цеху — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов и Луи Арагон — писали петицию о его помиловании.
«ТойХтоПройшовКрізьВогонь» (реж. Михаил Ильенко, 2011)
Картина рассказывает о судьбе советского летчика родом из Полтавовской области Иване Додоки. Во время Второй мировой войны его обвинили в госизмене и приговорили к лагерям. Естественно, проводить оставшиеся годы за колючей проволокой он не захотел, поэтому сбежал за океан. В Канаде он нашел приют в индейском племени, а через некоторое время стал его вождем.
Прототип главного героя фильма — летчик-ас времен Второй мировой войны Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант Иван Даценко, командир звена 10-го гвардейского авиационного полка 3-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия, уроженец села Монашеский Яр под Диканькой. Он якобы после нацистского и советского плена попал в Канаду, где стал вождем индейского племени, входившего в конфедерацию ирокезов.
«Ілюзія страху» (реж. Александр Кириенко, 2008)
Фильм рассказывает историю успешного бизнесмена Игоря Короба, который в 90-е годы вынужден защищать свой бизнес от бандитов. Его незаконно арестовывают, сажают в следственный изолятор, жесткими методами заставляют отказаться от проекта бизнес-центра. Оказавшись на свободе, предприниматель намеревается отомстить обидчикам и вернуть право собственности на проект. Однако злоключения не прошли для Игоря без последствий. Ему начинает казаться, что он живет параллельной жизнью другого человека. А именно — библейского царя Соломона. Запутавшись в реальности и вымысле, мужчина перестает доверять даже своим друзьям и близким.
«Аврора» (2006)
Эта украинская драма приурочена к 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фильм рассказывает о маленькой девочке Авроре Неделиной, которая живет в детском доме на окраине Припяти и мечтает стать балериной. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, она ежедневно отрабатывает сложные па. Ее самый близкий человек — Тарас Савченко — работает на атомной станции.
После взрыва на ЧАЭС девочка бежит к станции, чтобы увидеть Тараса, и получает большую дозу радиации. Чтобы спасти Аврору, ее отправляют на дорогостоящую операцию в США. Там она встречает своего кумира — известного танцора балета Николая Астахова. Поначалу развращенная славой, деньгами и наркотиками звезда не замечает девочку, но потом она становится для Астахова некой «шоковой терапией» и возрождает его к новой жизни.
«Водій для Віри» (реж. Павел Чухрай, 2004)
Ретро-мелодрама была снята в Крыму задолго до оккупации полуострова Россией. Действие фильма разворачивается в 1962 году, в конце хрущевской «оттепели». Виктор — молодой, привлекательный и амбициозный курсант Кремлевской роты. Армейский генерал Серов нанимает его на работу водителем для своей любимой дочери Веры, страдающей от инвалидности. Но также генерал задумывает женить молодого курсанта на своей кровинушке. Вера же — наивная, избалованная и немного взбалмошная девушка, закомплексованная из-за своей хромоты. Между молодыми людьми завязываются сложные романтические отношения. А в повествовании фильма развязываются политические и шпионские интриги.
«Мамай» (реж. Олесь Санин, 2003)
В основе сюжета фильма — украинский и крымскотатарский эпос, в частности «Дума про братів азовських» и «Песня дервиша». Сама картина состоит из трех историй. В целом — это авторская версия возникновения легенды о казаке Мамае. По словам режиссера, он пытался рассказать историю о судьбе воина по имени Никто, который уже защищает даже не свою родную землю, а свои воинские добродетели, потому что отчизна его предала.
«Приятель небіжчика» (реж. Вячеслав Криштофович, 1997)
События этой драмы разворачиваются в Киеве середины 1990-х. Потеря работы, отсутствие денег, испортившиеся отношения с женой, одиночество и прочие жизненные неурядицы подталкивают главного героя Анатолия заказать киллера на самого себя. Однако встреча с бывшим одноклассником, занятым в торговле, в корне меняет жизнь мужчины и она становится похожей на остросюжетное кино. Цепь необдуманных поступков приводит к тому, что Анатолий становится замешан в истории с убийством человека, который сам является наемным убийцей.