«Сторис» с композитором: подкаст о стримингах и способах заработка для музыканта
Дарья Давыденко

Spotify, Apple Music, Youtube Music — какой-то из этих стриминговых сервисов найдется на телефоне любого меломана. Уже сложно представить себе поездку в метро, на машине или прогулку по городу без плейлистов с подобранной лично под тебя музыкой.

Кажется, что это — лучшее изобретение человечества. Оформил подписку, нашел любимого музыканта и остаешься с ним 24/7. Только исполнителю от этого ни холодно ни жарко. Роялти от прослушивания песен настолько малы, что мировые звезды периодически уходят с платформ и устраивают забастовки.

О беспощадных условиях стримингов и о том, как музыканту зарабатывать себе на жизнь, мы поговорили с Ратмиром Белодедом. Он пишет музыку для фильмов и реклам, развивает свой авторский проект PTMP и тоже пробует продвинуть себя на стримингах.

Прослушать разговор можно на платформах:

— Apple Podcasts;

— Google Podcasts;

— SoundCloud.

 

Ниже публикуем фрагменты разговора с Ратмиром.

О стримингах

Проблема со стримингами существует во всем мире. Музыкант на них зарабатывает мелочи. С одного трека нужно отдать часть денег стримингу, часть — дистрибьютору, еще — лейблу. До 2007 года в среднем цена одного прослушивания трека была на уровне доллара. И это еще хорошо, в сравнении с тем, что творится сейчас.

Затем появился Spotify. Он рос, с ним начали возникать Apple Music и Google Music. Но к артистам отношение было далеко не лучшим. Том Йорк, солист группы Radiohead, даже удалил со Spotify альбом из-за бесплатных прослушиваний. Музыкант за период бесплатного пользования стриминга ничего не получает с треков. Хотя человек смотрит и слушает рекламу. Получается, стриминг зарабатывает, музыкант — нет. Том Йорк тогда сказал, что стриминговые сервисы — это «последний отчаянный пук умирающего трупа».

Также в Spotify существовала схема pay for play. Артисту нужно было еще доплатить, чтобы он попал в релевантный плейлист. Так было, например, с канадцем Drake, который попадал в плейлисты британского попа.

Стриминговые сервисы вынуждают человека писать популярную музыку. Чем более экспериментальные треки ты пишешь, тем меньше ты с них получаешь. Или вообще не зарабатываешь ничего.

Но музыканту нужна связь с аудиторией. Поэтому присутствие на всех стримингах — обязательно.

О выборе профессии музыканта

Существует мнение, что музыкой нельзя заработать на жизнь. Родители могут отговаривать от занятий искусством в целом, не только музыкой.

Но это не так. На музыке возможно зарабатывать. Особенно, если это чистая коммерция. С авторским проектом уже сложнее, придется чем-то жертвовать.

Я, например, не ожидал, что к 24 годам напишу саундтрек к фильму. Или что у меня будет настолько хорошее качество записи. Так что нужно просто любить музыку.

Как музыканту заявить о себе

Музыканту нужно создавать вокруг себя много шума в информационной среде.

Безусловно, работает сарафанное радио. У меня есть друзья, которые работают в индустрии кинематографа. Время от времени или им, или их друзьям может понадобиться создание музыки для видео. Если ты хорош в своем деле и имеешь связи, тебе может быть этого достаточно.

Для популяризации творчества также хорош Reddit. Если ты выстраиваешь в нем дружественную атмосферу, это может стать фундаментом для оценки треков.

Но это касается не всей музыки. Если ты играешь что-то нишевое — например, black metal, — можешь отослать свой альбом только одному лейблу, и сидеть ждать. Для остальных музыкантов еще важны видео и какой-то перформанс.

На чем музыкант может заработать

Многие музыканты зарабатывают на стоках. Есть разные магазины, где размещаются треки. Музыканты ставят на трек цену, а продакшены их покупают.

Стоки бывают разные. Например, на дорогих артисты пишут музыку под заказ. Но это — полноценная работа, и не остается ресурсов на другие занятия. На таких стоках с одного трека можно заработать $600-800. Но такой заказ может быть раз в неделю или две. Все зависит от того, насколько хорошо ты пишешь и насколько музыка востребована.

На более дешевых стоках цена за трек может быть меньше, но на него будет больше покупателей. Поэтому на хорошем треке можно заработать приличные деньги. Я как-то на одном треке заработал 600 долларов. И он дальше приносит мне деньги.

Другой источник дохода — прямые заказы. Еще хорошо помогает концертная деятельность. Конечно, не в сегодняшних условиях, но с гонораров многие зарабатывают хорошие деньги. И корпоративы, куда без них.

Еще есть гоустрайтинг. Если ты хорошо пишешь музыку, у тебя могут выкупить на нее права. Знаменитые гоустрайреты часто получают заказы, соответственно, хорошо зарабатывают. Всем топовым певцам — The Weeknd, Lady Gaga, — чаще всего пишут музыку шведы или норвежцы. Да, ты отвалил сумму денег автору. Но весь остальной доход — твой.

Об украинских лейблах

Для того чтобы попасть на лейбл, музыканту нужно показать себя. На страницах в соцсетях должны быть примеры работ, жизнь. Обязательно наличие портфолио, хотя бы три трека. Вернее даже, три видео с этим треками.

Далее музыкант должен высылать свои треки по всем лейблам. Писать на почту, искать выходы через знакомых. Но должен быть фундамент, чтобы лейбл смог сразу понять, насколько хорошо это может продаться людям

У меня был один релиз на Masterskaya. Но с ним произошла странная история. Написано, что они принимают демо-версии песен. Это значит, что в перспективе треки можно допилить. Только Masterskaya сразу взяли мой трек как готовый и отправили в «сырой сборник». Получается, присылать нужно не демки, а сразу готовые треки.

Только высылать треки лейблам все равно нужно. Для артиста это пиар. Если им понравится твоё творчество, они смогут за тебя взяться и сделать популярнее. Для самого лейбла это способ заработать больше денег.