Даже прослушивать не надо: как реклама узнает все о нас
Коллаж: Дарья Давыденко

Зумеры писали в интернете: «Важно уметь отличать знаки свыше от таргетированной рекламы». Мы понимаем, что не стоит забывать об этой простой и в то же время мудрой мысли. Но иногда кажется, что реклама в интернете знает о нас больше, чем мы сами. В сети можно встретить множество догадок о том, что за людьми следят и слушают их разговоры (для того, чтобы потом продать им кроссовки по акции). НК побеседовал с экспертами и узнал, так ли это на самом деле. Насколько утешающими были их ответы остается решать вам.

Никита Наконечный, CEO Digital Monster Agency

 

Матчасть

Существуют две компании, которые разработали основные алгоритмы для всего интернет-маркетинга: Google и Facebook. Google знает все ваши поисковые запросы, поэтому он создал два направления продвижения: SEO и контекстная реклама. Facebook же придумал SMM и таргетированную рекламу. Остальные соцсети и поисковики просто используют эти наработки.

Контекстная реклама

Контекстная реклама работает на основе комбинаций слов, которые вы гуглите. Рекламодатели знают какие слова или фразы (и в каком регионе) люди используют чаще. Основываясь на этом они используют их в рекламе и настраивают ее демонстрацию для пользователей, которые в данный момент ищут что-то похожее. Стоимость такой рекламы определяется интернет-аукционом. Каждый раз когда человек вбивает в поисковую строку к примеру «купить кроссовки» — алгоритм ищет рекламодателей, которые хотят отображаться по этому запросу. А еще, анализирует, используется ли заданная фраза на сайте и в самом объявлении, как быстро люди уходят с сайта и продолжают ли они свой поиск после захода. Если качество примерно одинаково, то компании соревнуются за показ финансами. В дни таких аукционов сумма может доходить до миллиона за каждую фразу.

Фото: unsplash.com/mjessier

Таргетированная реклама

Таргетированная реклама не знает, что польователь ищет в данный момент и занимается ли он поиском в принципе. Но она просчитывает вероятность того, заинтересуется ли человек тем или иным видом контента. Для этого собирается статистика того, насколько часто вы смотрите посты, видео, листаете сторис, где живете (благодаря телефону и другим устройствам), с кем встречаетесь и чем интересуетесь.

Фото: unsplash.com/@lingerphotography

Почему мы это видим

Достаточно нажать на кнопку «Почему я вижу эту рекламу», чтобы узнать по каким триггерам рекламодатель на вас настроился. Как правило, это текущее местоположение, интересы, собранные по взаимодействиям, возраст указанный в профиле, и связи с друзьями или семьей (к примеру, можно настроить рекламу на футбольного фаната, который через месяц отмечает День рождения и при этом он одинок).

Умный Facebook

Есть и более глубокий сеттинг. Можно настроить рекламу на тех людей, которые были на сайте, нажали кнопку «Добавить в корзину», но по какой-то причине не оплатили товар. И тут даже AdBlock, или обновление операционки не спасет. Кроме этого, большинство людей, которые получают карты лояльности магазинов, передают свои контакты. А это позволяет настраивать рекламу не только на них самих, но и на «похожих» людей. То есть, Facebook сам анализирует, что есть общего у ваших покупателей и находит соответствия.

Фото: unsplash.com/@thoughtcatalog

Даже слушать не надо

Сейчас идет много споров на эту тему. Пока доказательств, что Facebook так делает нет. Этот вопрос даже поднимался во время слушания Марка Цукерберга в Сенате США. Но у Facebook уже есть столько информации о нас, что ему не нужна дополнительная прослушка. Поэтому лично я считаю, что это миф.

Александр Федотов, директор по развитию бизнеса консалтинговой компании «Ольшанский и Партнеры»

О слежке

Важно понимать, что никто конкретно за вами не следит. Вся информация, до известной степени, обезличена и каждый пользователь попадает в кластер интересов. Потом эти кластеры дают на выбор рекламодателям, чтобы они решили, кто им больше подходит. Интересов сотни, а их различных вариаций — еще больше. Например, общий интерес: финансы. За ним следуют подинтересы: акции, стоки, криптовалюты и прочее. В зависимости от того, на какие сайты переходит пользователь (а еще глубже — на какую статью) ему ставится метка-интерес. Данная метка, например через supercookies (это не тоже самое что обычные cookies), может быть передана третьей компании, которая собирает информацию и продает рекламным сетям.

Фото: unsplash.com/@lianhao

Основные способы

Есть два основных способа определения интересов — по поведению (если есть доступ к отслеживанию поведения) и через «хитрости» (в том числе через html5 и cookies/supercookies).

Чем отличаются:

  • По поведению на сайтах: какие сайты вы открываете и просматриваете (скорее всего на них установлен код Google Analytics). Информация отправляется в Google и там создается профиль ваших интересов;
  • По поведению внутри приложений: на какие ссылки вы переходили из Facebook и как долго там были, на какие посты вы потратили больше времени (даже если не лайкали), в каких местах вы были физически;
  • По хитростям: мобильные операторы могут подставлять свои метки при посещении сайтов, хотите вы этого или нет. Когда вы открываете сайт без протокола «https», у мобильного оператора есть возможность добавить свой кусочек информации.

Домашнее задание

Данные о вашем поведении хранятся в локальных хранилищах html5. Так что вы можете поискать сайты, которые показывают, какая информация о вас открыта для «считывания».

Сергей Игоревич, студия ПИАР

Простыми словами

Алгоритм слежения за поведением людей выглядит примерно так: каждое действие фиксируется. Например новости и сторис человека, которого вы все время лайкаете, будут вам показывать чаще, чем другие.

Фото: unsplash.com/@kellysikkema

Получение приговора

Схожий алгоритм работает и в рекламных постах. Если лайкнул, сразу получил «приговор» от социального анализатора: «Ему это нужно». Затем похожая реклама (или реклама из смежных ниш) начнет таргетироваться на человека. Плюс, учитывается время задержки на каждом посте:

  • Задержался ненадолго — пост не интересен;
  • Чуть дольше — интересен визуальный контент;
  • Еще дольше — значит человек еще и читал, что там написано.

Развитие таргета

Раньше таргет был примитивным — на основе лайков страниц (лайкнул страницу друга, который делает мыло — значит тебе это интересно). Сейчас же учитываются конкретные действия человека.

Помимо этого, фиксируются просматриваемые темы и новости. Читали о вирусе — ловите предложения на медицинскую тематику. Смотрели автоновости — пожалуйста, предложения зимних шин.