Зумеры писали в интернете: «Важно уметь отличать знаки свыше от таргетированной рекламы». Мы понимаем, что не стоит забывать об этой простой и в то же время мудрой мысли. Но иногда кажется, что реклама в интернете знает о нас больше, чем мы сами. В сети можно встретить множество догадок о том, что за людьми следят и слушают их разговоры (для того, чтобы потом продать им кроссовки по акции). НК побеседовал с экспертами и узнал, так ли это на самом деле. Насколько утешающими были их ответы остается решать вам.
Матчасть
Существуют две компании, которые разработали основные алгоритмы для всего интернет-маркетинга: Google и Facebook. Google знает все ваши поисковые запросы, поэтому он создал два направления продвижения: SEO и контекстная реклама. Facebook же придумал SMM и таргетированную рекламу. Остальные соцсети и поисковики просто используют эти наработки.
Контекстная реклама
Контекстная реклама работает на основе комбинаций слов, которые вы гуглите. Рекламодатели знают какие слова или фразы (и в каком регионе) люди используют чаще. Основываясь на этом они используют их в рекламе и настраивают ее демонстрацию для пользователей, которые в данный момент ищут что-то похожее. Стоимость такой рекламы определяется интернет-аукционом. Каждый раз когда человек вбивает в поисковую строку к примеру «купить кроссовки» — алгоритм ищет рекламодателей, которые хотят отображаться по этому запросу. А еще, анализирует, используется ли заданная фраза на сайте и в самом объявлении, как быстро люди уходят с сайта и продолжают ли они свой поиск после захода. Если качество примерно одинаково, то компании соревнуются за показ финансами. В дни таких аукционов сумма может доходить до миллиона за каждую фразу.
Таргетированная реклама
Таргетированная реклама не знает, что польователь ищет в данный момент и занимается ли он поиском в принципе. Но она просчитывает вероятность того, заинтересуется ли человек тем или иным видом контента. Для этого собирается статистика того, насколько часто вы смотрите посты, видео, листаете сторис, где живете (благодаря телефону и другим устройствам), с кем встречаетесь и чем интересуетесь.
Почему мы это видим
Достаточно нажать на кнопку «Почему я вижу эту рекламу», чтобы узнать по каким триггерам рекламодатель на вас настроился. Как правило, это текущее местоположение, интересы, собранные по взаимодействиям, возраст указанный в профиле, и связи с друзьями или семьей (к примеру, можно настроить рекламу на футбольного фаната, который через месяц отмечает День рождения и при этом он одинок).
Умный Facebook
Есть и более глубокий сеттинг. Можно настроить рекламу на тех людей, которые были на сайте, нажали кнопку «Добавить в корзину», но по какой-то причине не оплатили товар. И тут даже AdBlock, или обновление операционки не спасет. Кроме этого, большинство людей, которые получают карты лояльности магазинов, передают свои контакты. А это позволяет настраивать рекламу не только на них самих, но и на «похожих» людей. То есть, Facebook сам анализирует, что есть общего у ваших покупателей и находит соответствия.
Даже слушать не надо
Сейчас идет много споров на эту тему. Пока доказательств, что Facebook так делает нет. Этот вопрос даже поднимался во время слушания Марка Цукерберга в Сенате США. Но у Facebook уже есть столько информации о нас, что ему не нужна дополнительная прослушка. Поэтому лично я считаю, что это миф.
О слежке
Важно понимать, что никто конкретно за вами не следит. Вся информация, до известной степени, обезличена и каждый пользователь попадает в кластер интересов. Потом эти кластеры дают на выбор рекламодателям, чтобы они решили, кто им больше подходит. Интересов сотни, а их различных вариаций — еще больше. Например, общий интерес: финансы. За ним следуют подинтересы: акции, стоки, криптовалюты и прочее. В зависимости от того, на какие сайты переходит пользователь (а еще глубже — на какую статью) ему ставится метка-интерес. Данная метка, например через supercookies (это не тоже самое что обычные cookies), может быть передана третьей компании, которая собирает информацию и продает рекламным сетям.
Основные способы
Есть два основных способа определения интересов — по поведению (если есть доступ к отслеживанию поведения) и через «хитрости» (в том числе через html5 и cookies/supercookies).
Чем отличаются:
- По поведению на сайтах: какие сайты вы открываете и просматриваете (скорее всего на них установлен код Google Analytics). Информация отправляется в Google и там создается профиль ваших интересов;
- По поведению внутри приложений: на какие ссылки вы переходили из Facebook и как долго там были, на какие посты вы потратили больше времени (даже если не лайкали), в каких местах вы были физически;
- По хитростям: мобильные операторы могут подставлять свои метки при посещении сайтов, хотите вы этого или нет. Когда вы открываете сайт без протокола «https», у мобильного оператора есть возможность добавить свой кусочек информации.
Домашнее задание
Данные о вашем поведении хранятся в локальных хранилищах html5. Так что вы можете поискать сайты, которые показывают, какая информация о вас открыта для «считывания».
Сергей Игоревич, студия ПИАР
Простыми словами
Алгоритм слежения за поведением людей выглядит примерно так: каждое действие фиксируется. Например новости и сторис человека, которого вы все время лайкаете, будут вам показывать чаще, чем другие.
Получение приговора
Схожий алгоритм работает и в рекламных постах. Если лайкнул, сразу получил «приговор» от социального анализатора: «Ему это нужно». Затем похожая реклама (или реклама из смежных ниш) начнет таргетироваться на человека. Плюс, учитывается время задержки на каждом посте:
- Задержался ненадолго — пост не интересен;
- Чуть дольше — интересен визуальный контент;
- Еще дольше — значит человек еще и читал, что там написано.
Развитие таргета
Раньше таргет был примитивным — на основе лайков страниц (лайкнул страницу друга, который делает мыло — значит тебе это интересно). Сейчас же учитываются конкретные действия человека.
Помимо этого, фиксируются просматриваемые темы и новости. Читали о вирусе — ловите предложения на медицинскую тематику. Смотрели автоновости — пожалуйста, предложения зимних шин.