Александр Соколовский

Я в Киеве

НК: Какие места в Киеве обязательно покажете другу-иностранцу?

В обязательной программе будет прогулка на катере вдоль Днепровских склонов и пешая прогулка от Мариинского парка до Владимирской горки, и, если у гостя останутся силы, дальше - к Пейзажной аллее. Еще «Дом с химерами» постараюсь показать, и многое другое.

НК: Есть люди, которые считают, что на Пейзажке не стоило ничего менять в принципе – это место для многих сакральное.

Но есть и много людей, считающих, что ничего плохого в таких экспериментах нет. Там нет каких-то ценных исторических объектов, или руин, или еще чего-то, по отношению к чему это было бы кощунством. Даже детская площадка («с котиками») авторства Кости Скретуцкого, несмотря на свою близость к Десятинке, имеет право там находиться – потому что она хорошая, яркая, позитивная, цельная, талантливо сделанная. Кто-то называет ее китчем, а я думаю, что это – правильный пример организации паркового пространства.

Если честно отвечать, то многие старожилы Пейзажки против КФП на Пейзажке не из-за того, что им не нравятся работы, а потому, что эти работы привлекают большое количество людей. Чуждых и не всегда им приятных. Многие привыкли уединенно посидеть и пообщаться, а кто-то - выпить и покурить на Пейзажных скамейках, - а тут туристы, да и милиция ходит чаще. И с этим не сделать ничего. Чужаков всегда не любят, особенно когда их становится больше «коренного населения». А ведь раньше это было такое место в центре, о котором мало кто знал.

При этом всём, я считал и считаю, что Пейзажная аллея – отличное место для арт-работ, они органично вписываются в это пространство. Это ведь всегда было место арт-тусовки. Да, мнения в отношении Kiev Fashion Park разделились - но ведь всё, что с приставкой «арт» - противоречиво. Развернулась дискуссия. Я не против критики, но только если она не из серии «убирайтесь, и чтобы вас не было, и вашего проекта вместе с вами». А если критикуют аргументировано, признавая при этом концепцию «открытой галереи» - мы приветствуем такую критику и открыты к диалогу. Ну, и я не приемлю, когда через скандал, через критику и безусловное отрицание КФП кто-то пытается сделать рекламу себе любимому.

НК: Но если даже не спорить о вкусах и не говорить о юридических претензиях, которые предъявляют вам противники КФП, есть еще один смущающий момент – состояние выставленных на Пейзажке работ. Те же «мальчики», например, подолгу стоят с нецензурными надписями и рисунками, нанесенными на них граффитчиками, и даже когда подкрашиваются, каждый раз это краска какого-то нового оттенка - в общем, состояние у них уже довольно трэшовое. На некоторых других работах местами сбито плиточное покрытие, они разрисованы баллончиком. На нижней террасе, там, где «арбузная» лавочка – куча строительного мусора, и т.д. Площадка того же Скретуцкого, несмотря на то что на ней всегда толпы народа, поддерживается в идеальном состоянии.

Да, была сломана работа «Коленвал» - мы ее починили (спасибо страховой компании «Наста»!). Сломаны также несколько скамеек внизу. Они будут восстановлены, но весной – сейчас нет смысла (морозы мешают). Скульптура «Радуга» Александра Алексеева (те самые «писающие мальчики», вызвавшие столько споров – прим. ред.) постоянно подвергается нападениям граффитчиков потому, что КФП на Пейзажке - это ведь большая территория, почти не освещаемая в темное время суток, и там нет охраны. Не исключено, что «мальчиков» мы перенесем на другую площадку, тоже публичную, но охраняемую. Я вижу, что эта скульптура вызывает бурную реакцию, но, протестующие, давайте посмотрим: это ведь просто изображение детей, которые писают рядышком с детской площадкой – что тут странного или безнравственного? Они не бухают, не курят, не колются, не какают, не занимаются сексом и не матерятся. А просто писают. Живые дети, играющие на площадке – их ведь тоже, когда они хотят, родители отводят пописать рядышком в кустиках или на травке, а не бегают в поисках туалетов, которых нет.

Мне не стыдно ни за одну из работ, выставленных на Пейзажной аллее. Все объекты отбирались после многочисленных консультаций с одним из авторитетнейших искусствоведов - Александром Соловьевым (и спасибо ему огромное - он оказал нам неоценимую помощь при старте проекта КФП, а сейчас является одним из членов экспертного совета).

Перед аукционом для меценатов во время Скульптурного салона прошлой зимой весь первоначальный проект (24 предложенные работы, из которых впоследствии осталось 17) был выставлен в Мистецком Арсенале в отдельном зале, доступном для всех интересующихся. Там постоянно был наш представитель. И ни один человек за месяц не подошёл к нему с желанием донести свой протест и свои замечания до организаторов.

Также проект широко освещался в прессе. И тем неожиданнее для меня оказался митинг (пусть из шести протестующих, но это всё-таки митинг!) прямо перед началом аукциона. После чего началось общение с протестующими, точнее с организатором митинга - Жанной Кадыровой (одним из наших авторов, так что для меня это было полным сюрпризом!). Были конструктивные предложения, была предложена безвозмездная и очень профессиональная помощь архитекторов и проектантов, и проект был серьезно доработан и переделан.

А митинг показал, что часто люди против только из-за отсутствия информации. Я пришел на этот митинг, принёс планшеты с визуализацией работ, рассказал о проекте. Не могу сказать, что всех поголовно переубедил, но тем не менее. Например, было несколько протестующих из Художественной академии, находящейся недалеко от Пейзажки, на Смирнова-Ласточкина. Они пригласили меня выступить перед студентами и преподавателями, причем от проекта они были, мягко говоря, не в восторге. После встречи в Академии их отношение изменилось, хотя работы остались те же. Просто получилось пообщаться, рассказать о стратегии.

Один из преподавателей Академии (Владимир Залуцкий, архитектор и доцент НАИИА) даже сказал в конце нашей встречи своим ученикам: смотрите, как профессионально дизайнеры одежды, делавшие эскизы некоторых из скамеек, подошли к проекту. Эта встреча в Академии была открытой. На ней были и представители прессы, в частности журналист «НК» Мария Марченко. И мне было странно потом во всех ее последующих статьях наблюдать один негатив по отношению к КФП и своё полное отрицание проекта выдавать за мнение профессиональной, художественной общественности.

НК: Противники КФП говорят о том, что лавочки малоприменимы по своему прямому назначению – то есть, на них не посидишь.

Да, некоторые из них имеют кафельную поверхность, в холодное время года они непригодны для сидения. Но это ведь арт-объекты! Они имеют несколько другую функцию – эстетическую, прежде всего.

НК: Также вас обвиняют в том, что вы затеяли арт-проекты, не имея художественного образования: «Технолог сварочного производства Соколовский занимается актуальным искусством».

Сейчас такое время – 90% людей работают не в той области, в которой имеют образование. Врачи работают редакторами, технари – музыкантами и т.д. Главное – как ты это делаешь. Если профессионально и качественно – какие могут быть претензии?

НК: Ваши любимое и нелюбимое места в Киеве?

Вне конкуренции (особенно золотой осенью) тропинки от Аскольдовой могилы до смотровой площадки рядом с аркой Дружбы Народов. Нелюбимые - серые промзоны в центре города.

НК: В чем главная проблема Киева?

Проблемы Киева ничем не отличаются от общечеловеческих проблем Украины и многих других стран и городов. Они - в ментальности людей. Это нерешительность, завистливость, непрофессионализм, безынициативность, жадность. А ещё - говорить, но не делать, пообещать - но не выполнить, взяться - и не довести до конца.

 

Об авторе

Александр Соколовский, учредитель Kiev Fashion Park, бизнесмен

«Проект начался с зависти в хорошем смысле этого слова. Бывая в городах Европы – не только столицах, но и небольших – я, как турист, обращал внимание на интересные арт-объекты в общественном пространстве, чаще всего в парковой зоне, и по-хорошему завидовал жителям этих городов. Я рад, что мое желание увидеть нечто подобное в Киеве совпало с аналогичным желанием других киевлян. У нас тоже возник такой тренд: люди готовы тратить время и деньги на то, чтобы в общественных зонах появились произведения искусства, открытые для всех. Очереди на новые выставки в PinchukArtCentre показывают, что людей арт действительно интересует. А арт-объекты на открытых пространствах хороши тем, что к ним не нужно выстаивать очереди и можно не бояться, что не успеешь посмотреть их до того, как экспозиция закроется. К парковой скульптуре можно возвращаться снова и снова, можно приводить друзей из других городов и стран».

Есть такое понятие, звучащее несколько высокопарно: «социальная ответственность бизнеса». Но можно сказать проще: если ты чего-то добился, нужно поделиться, помочь другим. Это понимание приходит и к нам. Я поставил себе задачу организовать проект так, чтобы помочь меценатам в их желании подарить городу арт-объекты, организовать поиск самих объектов или идей их создания, а творческим людям получить возможность реализации не только в галереях или частных коллекциях, но и на открытых городских пространствах. А радость от этой коммуникации получают простые киевляне и гости города. Людям сейчас вообще не хватает положительных эмоций: слишком много негатива, ненависти, депрессии, страха перед завтрашним днем. Это давит, прибивает. Но мы можем повлиять на это. Просто нужно каждому пытаться изменить мир вокруг себя», а не ждать, когда это сделают политики.

Я категорически не согласен с пословицей «не ту страну назвали Гондурасом». Нет, Гондурасом назвали именно ту страну, которую надо, а у нас – Украина, страна с огромным потенциалом, в том числе и творческим! Просто нужно стремиться к самореализации, а не завидовать тем, кто реализовал себя.

Пейзажка – это первый блин (кто-то считает, что он – комом, другие так не считают). Что-то было сделано правильно, что-то – нет, но ситуация в нашей стране такая: делать всё правильно и по закону можно, только если не делать вообще ничего. Несмотря на то, что в Киеве уже много малых архитектурных форм, до нас не было никакого алгоритма, как эти вещи узаконивать и передавать на баланс города. У активистов тоже не было и нет единого мнения о том, как люди, которые хотят сделать городу добро в виде установки неких арт-объектов, должны согласовывать свои действия с художественной общественностью.

«Kiev Fashion Park – это не только Пейзажная аллея. Вторая очередь проекта КФП тоже реализована – это «Бабця класична» в парке им. Шевченко. Третья, которую мы сейчас готовим – скульптурный парк на Владимирской горке, в верхней ее части, примыкающей к улице Трехсвятительской. Кстати, по Владимирской горке у нас на днях был открытый воркшоп – участвовали потенциальные авторы и эксперты. Судьба всех последующих наших проектов будет решаться только после согласования с экспертным советом, в который вошли такие уважаемые в своих профессиональных кругах люди, как: архитекторы Николай Демин и Петр Маркман, художники Александр Ройтбурд, Тиберий Сильваши, Арсен Савадов, скульпторы: Александр Дьяченко, Юлий Синкевич и Жанна Кадырова (входившая, кстати, в инициативную группу противников КФП), киевоведы Александр Анисимов и Арсений Финберг, искусствоведы Александр Соловьев и Людмила Лысенко (Людмила, кстати, тоже достаточно жестко критиковала КФП), юрист и общественный деятель Марина Соловьева, представители городской власти (первый заместитель главы КГГА Александр Мазурчак, главный архитектор Киева Сергей Целовальник, главный художник Олег Балабанов) и многие другие – полный список можно посмотреть на нашем сайте. И только после того, как экспертный совет одобрит конкретную работу на конкретной локации, или проект, где будет несколько работ, объединенных единой концепцией и в привязке к точному месторасположению, мы будем запускать этот проект на утверждение в КМДА и соответствующие службы.

КФП – это проект, который однозначно будет иметь продолжение. Ведь в мире (и у нас, наконец) все видят, что время монументов уступает место эпохе малых форм: арт-скульптурам, свето-музыкальными фонтанам, инсталляциям, в том числе и световым, авторским скамейкам, граффити-композициям и многому другому».